Заключение. Человек - сложно организованное, многомерное и разностороннее существо

Человек - сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек - одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность».

Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека. Внутренний мир человека - это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.

Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей. Индивидуальность - это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Список используемой литературы

1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Просвещение, 1994. - 365с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.:Педагогика, 1980. Т.1.- 205с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1993. - 181с.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.:Просвещение, 1976.- 431с.

5. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. - М.:Политиздат, 1987 - 245с.

6. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М.: Высшая школа, 1989. - 383с.

7. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Смысл, 1985. - 341с.

8. Колесов Д.В. Введение в общую психологию. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. - 736с.

9. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1988. - 191с.

10. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986. - 352с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность, личность. Педагогика, 1996. - 401с.

12. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2000. - 511с.

13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - Т.1 - 410с.

14. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 325с.

15. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей // Соч.: В 5 Т. - м.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - Т.V.- 390с.

16. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений.

17. Общая психология. /Под ред. Е.И.Рогова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 - 448с.

18. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 287с.

19. Петровский А.В. Беседы о психологии. - М.: Педагогика, 1988. - 468с.

20. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр "Академия", 1995. - 496с.

21. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. - М.: Просвещение, 1994г. - 298с.

22. Петровский А.В. История психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 523с.

23. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 289с.

24. Платонов К.К. Психология. - М., Педагогика, 1987. - 381с.

25. Платонов К.К. Структура и развитие личности - М.: Проспект, 1986. - 270с.

26. Психология. Учебник/Под ред. А.А.Крылова - М.: Проспект, 1999. - 584с.

27. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/Под ред. В.Н.Дружинина. - Спб.: Питер, 2006. - 656с.

28. Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: Издательство МГУ, 1982. - 78с.

29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб: Питер, 2006. - 713 с.

30. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.

31. Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Издательство МГУ, 1993. - 217с.

32. Щербаков А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования // Психология личности и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1997 - 189с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: