Связь обрядов календарного цикла с христианскими верованиями

Мифология древних славян имела ряд особенностей

Непосредственная связь с миров духов.

В своей повседневной жизни древний славянин ежедневно взаимодействовал с различного рода низшими духами. Некоторые из них были добрыми и являлись духами-помощниками человека (домовой, банник, берегини и пр.). Другие наделялись отрицательными качествами и стремились навредить (русалка, леший, водяной и пр.). Их необходимо было задобрить с помощью специальных обрядов. Снискать благосклонность нужно было и у богов-покровителей природных стихий. Принесение различных жертв, кровных и бескровных, было неотъемлемой частью религиозного культа древних славян.

Особое отношение к обряду погребения.

Культу предков древние славяне уделяли большое значение. Души умерших пребывали в особой стране, находящейся там, где заходит солнце, которая у разных племен называлась по-разному: раем, вырием, пеклом, навьем, ирием. Для того чтобы душа усопшего успешно переправилась к предкам необходимо правильное проведение обряда погребения. Покойника снаряжали всем, что могло понадобиться ему в пути из мира живых в мир мертвых. Если обряд был проведен неправильно или не проведен вообще, душа вынуждена вечно скитаться по земле. Так, души утопленников не могли обрести покоя и продолжали существовать в образе русалок и иных водных духов.

Культ огня в мифологии древних славян.

Универсальным способом перехода из мира живых в мир мертвых являлся огонь. Погребальный костер моментально отделял душу от тела и отправлял ее к предкам. Вообще огонь в славянской мифологии занимал особое место. Он не только был неотъемлемой частью погребального обряда, но и являлся воплощением бога солнца на земле. Позднее огонь в славянской мифологии начал отождествляться непосредственно с душой предка (Чуром, Родом) и хранителем домашнего очага. Поэтому у древних славян к очагу было особенное, почтительное отношение.

Связь обрядов календарного цикла с христианскими верованиями.

Христианство утверждалось на Руси постепенно, и в народном сознании новая религия дополнялась элементами привычных языческих верований. Смена времен года в представлениях древних славян была связана с борьбой темных и светлых сил природы, в которой победу попеременно одерживает то одна, то другая сторона. Среди главных праздников древних славян выделялось начало нового года, соответствующее христианскому Рождеству. Другие православные праздники также несли в себе отголоски языческих верований. Каждый праздник предполагал проведение определенных обрядов.

Таким образом, боги в славянской мифологии занимали отдельное, но не центральное место. Большое значение уделялось также низшим духам, сопровождающим человека в повседневной жизни, хранителям стихий, культу предков, а также обрядам, связанным с различными календарными праздниками.

http://psy-sait.ru/mirovozzrenie/mifologija/205-slavjanskaja-mifologija.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: