Объективно оценивать происходящее с собой

Порой, переживая свое неблагополучное психическое состояние (например, повышенную тревожность, раздражение и т.п.), мы не задумываемся о том, что оно нередко является следствием не той ситуации, в которой мы оказались, а результатом нашего отношения к ней, т.е. того, как мы воспринимаем происходящие события, какую ценность сами приписываем им, образно говоря, сквозь какие очки смотрим на то или иное явление.

5. Постараться внушить себе, что Вы не только "жертва" экстремальной ситуации, но и ее участник, посмотреть на себя со стороны. Воздав должное себе, мысленно отметив свои достоинства, несомненно, имеющиеся у Вас, вспомните, как Вам уже не раз приходилось выходить из трудных ситуаций, вспомните пережитые Вами ранее чувства радости при преодолении трудностей и на этом фоне посмотрите на себя со стороны. Почувствуйте себя участником и одновременно ответственным за ход того, что происходит. И вам станет легче, потому что Вы почувствуете себя сильнее.

6. Отойти на время от решения стрессогенных проблем. Расслабьтесь, выкиньте из головы все, что Вас тревожит. Скажите себе: сейчас в данный момент мне это не нужно. На какое-то время сведите к минимуму вашу активность. Переключитесь на совсем другие занятия, не имеющие никакого отношения к стрессу, более того, вызывающие положительные эмоции, удовольствие. Положительный эффект в нейтрализации негативных эмоциональных состояний оказывают встречи с близкими и незнакомыми людьми, помогающими по-иному взглянуть на мир.

7. Активизируйте мотивы достижения. Важное место в профессиональной деятельности юриста в качестве стрессорегулирующего фактора имеет мотивация. Формирование уверенности в себе, в своих силах, активность. Для того чтобы быть уверенным в достижении поставленных целей, необходимо представить себе реально желаемый результат. Сконцентрироваться на этом мысленном образе, повторяя про себя: "Я чувствую сильное желание добиться поставленной цели. Я должен это сделать! Я верю в то, что это можно сделать потому, что я могу это сделать!".

Необходимо верить в свои силы, в собственные возможности добиваться успеха. Еще лучше, если это будет подкреплено кем-либо из близкого, значимого для вас окружения.

Разумеется, все это далеко не полный перечень рекомендаций, который можно воспользоваться. Тем более что каждый сам выбирает для себя то, что ему более всего подходит.

Вывод. Психические состояния являются фактором, повышающим либо, когда они игнорируются, напротив, понижающим результативность профессиональной деятельности.

Важную роль в развитии межличностных отношений сотрудника правоохранительных органов с различными участниками уголовного, гражданского, административного судопроизводства, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания играют психические состояния. Понимание роли психических состояний у субъектов уголовного, гражданского, административного судопроизводства помогает сотрудникам правоохранительных органов наиболее эффективно, с точки зрения задач правосудия, объективно оценивать поступки людей, их мотивационную сферу, принимать правильные решения по делу.

Существенное влияние психические состояния оказывают на эффективность и качество профессиональной деятельности самих сотрудников правоохранительных органов, которые должны владеть приемами саморегуляции собственной эмоциональной сферы, уметь вовремя нейтрализовать свои отрицательные и стимулировать положительные эмоции и чувства. Сотрудники правоохранительных органов должны заботиться о том, чтобы их подчиненные и собеседники имели деловое, приподнятое настроение, создавать условия, исключающие появление у них негативных эмоций, всячески поддерживать положительные психические состояния, к числу которых следует прежде всего отнести состояние деловой, познавательной активности. Все это может способствовать качественному решению задач профессиональной правоохранительной деятельности.

формация о публикации

Журавель Е.Г. Психические состояния личности и их психолого-правовая оценка // Юридическая психология. 2011. N 1. С. 2 - 10.

СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ <*>

А.К. САДЫКОВА

--------------------------------

<*> Sadykova A.K. "Emotional burn out" syndrome in the professional activities of social workers.

Садыкова Айгуль Казикановна, ученый секретарь Ученого совета Академии Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, кандидат педагогических наук, доцент педагогики.

В настоящей статье автор рассматривает проблему синдрома "эмоционального выгорания" как риск в профессиональной деятельности сотрудника социальных служб, ставится вопрос социальных гарантий для социальных работников.

Ключевые слова: социальная работа, социальный работник, синдром "эмоционального выгорания", стресс.

In this article the author examines the problem of the syndrome of "emotional burn out" as a risk of professional activity of a social worker, the author raises the question of social guarantees for social service staff.

Key words: social work, social worker, "emotional burn out" syndrome, stress.

Научным фактом является проблема влияния различных социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания у специалистов служб социальной защиты населения (Т.Н. Мартынова, О.П. Бусовикова и др., 2003) <1>. Данная проблема, по мнению авторов, заслуживает особого внимания в связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе, формированием у них навыков психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности.

--------------------------------

<1> Сибирская психология сегодня: Сб. науч. тр. Вып. 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 410 с.

Традиционно в общественном сознании и научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, юристов, социальных работников и т.д.) акцент делается прежде всего на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение и в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности.

Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить гуманистическую направленность личности, личную и социальную ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональную устойчивость, личностную адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.

Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника. Как психологическое консультирование и психотерапия социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха.

Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром эмоционального выгорания. Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.

Синдром выгорания, по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром эмоционального выгорания Е. Махер (1987) и К. Кондо (1990) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов <2>. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая эмоциональное выгорание не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А.Г. Абрумова, В.В. Бойко) <3>.

--------------------------------

<2> Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психол. журн. 2001. Т. 22. N 1. С. 90 - 101.

<3> Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developmentsin the theori and research. Washington: Taylor & Trancis, 1993; Абрумова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психол. журн. 1985. Т. 6. N 6. С. 107 - 115; Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 1996. 154 с.

Так, В.В. Бойко рассматривает выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание - отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда выгорание отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности. В.В. Бойко описывает различные симптомы выгорания: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения <4>.

--------------------------------

<4> Бойко В.В. Указ. соч.

С. Маслач считает, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под "эмоциональным истощением" понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней. Предложенные С. Маслач другие три компонента выгорания в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента выгорания, а именно деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи <5>.

--------------------------------

<5> Maslach C. Op. cit.

Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия выгорание и его структуры. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, деперсонализацию, профессиональную эффективность. С этих позиций понятие "деперсонализация" имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду, и его предмету в целом <6>.

--------------------------------

<6> Трунов Д.Г. "Синдром сгорания": позитивный подход к проблеме // Экзистенциональная и гуманистическая психология: URL: http://hpsy.ru/public/x037.htm.

Одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям. Как показывают результаты исследований, развитие выгорания более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста <7>.

--------------------------------

<7> Бусовикова О.П., Мартынова Т.Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Экзистенциональная и гуманистическая психология: URL: http://hpsy.ru/public/x2627.htm.

Однако большинство исследователей считает, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным выгоранием. Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации. Анализ конкретных исследований синдрома психического выгорания показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока:

- особенности профессиональной деятельности (объективные факторы);

- индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы).

Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

К объективным факторам (организационные и ролевые) можно отнести те, которые порождаются условиями самой работы или неправильной ее организации. К субъективным факторам, помимо индивидуально-психологических особенностей специалиста, следует отнести направленность личности, мотивацию профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, а также удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе, отношениями с коллегами и т.д. Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя именно при дополнительном воздействии объективных факторов <8>.

--------------------------------

<8> Там же.

Обычно причина выгорания - это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние. Формирование синдрома выгорания в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки: слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок "помогающие" специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта - меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы. Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации - это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т.д., вероятность развития профессионального выгорания увеличивается. Ролевая неопределенность - в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность - как противоречие разных ролей также способствует профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию.

В сущности, происхождение выгорания, видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится.

Риск возникновения эмоционального выгорания личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в следующих случаях:

- монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;

- вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;

- строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;

- работы с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;

- напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма;

- нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;

- работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;

- неразрешенность личностных конфликтов специалиста;

- неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т.д. <9>.

--------------------------------

<9> Ожогова Е.Г. Взаимосвязь синдрома психического выгорания и особенностей ценностно-смысловой сферы у педагогов общеобразовательных школ: Автореф. дис.... канд. псих. наук. Саратов, 2008.

Сегодня насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена выгорания в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к представителям других социономических профессий (в частности, "помогающих"): врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др. <10>.

--------------------------------

<10> Василенко А.Ю. Личностные факторы профилактики эмоционального выгорания в процессе профессиональной самоактуализации: Автореф. дис.... канд. псих. наук. Хабаровск, 2008.

Мы предлагаем рассматривать проблемы профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников через самореализацию личности как одну из целей педагогического процесса, заключающуюся в помощи личности осуществить свои позитивные возможности, раскрыть задатки и способности. Самореализация является результатом воспитания личности. Человек ощущает себя реализованным в жизни, когда его личностные амбиции удовлетворены, включая полученное образование, служебное положение, творческую состоятельность и пр.

Таким образом, в период профессиональной подготовки в вузе слушатели должны получить представление о профессиональных возможностях и последствиях деятельности в сфере социальной защиты населения, приобрести навыки самоконтроля, самооценки, умения управлять своими эмоциями и т.д.

Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоционального выгорания является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником и наличие личного фундамента педагогической культуры труда.

Садыкова А.К. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3. С. 33 - 36.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ АДВОКАТА

Л.А. СКАБЕЛИНА

Скабелина Л.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА.

Препятствием на пути достижения адвокатом высокого уровня квалификации может стать профессиональная деформация личности. Она представляет собой деструктивные изменения качеств личности, которые происходят под влиянием профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность и создают проблемы в личностном общении.

Профессия часто влияет на личность. Особенно это касается специальностей, связанных с общением (учителя, врачи, следователи, адвокаты, психологи и т.д.). Причем в наибольшей степени профессиональная деформация выражена у представителей тех профессий, чья работа связана с людьми, имеющими отклонения от нормы (физической, интеллектуальной, поведенческой).

Профессиональные деформации появляются под влиянием стереотипов профессиональной деятельности, механизмов психологической защиты, возрастных изменений личности. Она может носить эпизодический или устойчивый характер, быть поверхностной или глубокой, проявляться в профессиональной деятельности или при личном общении. Профессиональная деформация может возникнуть на ранней стадии формирования профессионала, еще в процессе обучения, или позднее, в профессиональной деятельности. Она проявляется в манере поведения и речи, неадекватности восприятия людей и ситуаций, даже в физическом облике. Иногда говорят о профессиональном типе личности. Профессиональная деформация личности препятствует развитию и самосовершенствованию профессионала.

В литературе встречаются разные подходы к этой проблеме <1>. Наиболее перспективным и научно обоснованным видится тот, который определяет профессиональную деформацию как изменения личности, происшедшие под влиянием профессии и влияющие не только на профессиональное общение, но и на повседневную жизнь, личностное общение. Например, представим себе учителя, проработавшего много лет в своей профессии, личность которого подверглась профессиональной деформации. Такой учитель будет продолжать всех "учить" не только на работе, но и в семье и дружеской компании. Это отрицательно влияет на профессиональную деятельность и затрудняет повседневное, дружеское общение, создает проблемы личного характера.

--------------------------------

<1> Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

В соответствии с классификацией Е.А. Климова <2> адвокатская профессия относится к группе профессии "человек - человек", т.е. тесно связана с общением. Общаться приходится с разными людьми, некоторые из них отличаются асоциальным поведением. Поэтому риск подвергнуться профессиональной деформации у адвокатов даже выше, чем у других специалистов, чья работа тоже связана с людьми.

--------------------------------

<2> Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М., 1996.

Адвокатская деятельность придает профессионалу определенные психологические качества. Изменения личности могут быть положительными и отрицательными.

Возможности положительного влияния профессии адвоката на личность очевидны. Как правило, с годами благодаря профессии у адвокатов повышается коммуникативная компетентность: умение разбираться в людях, устанавливать психологический контакт, оказывать влияние на людей в процессе общения, эффективно разрешать конфликты, контролировать свои эмоции и т.д. В процессе выполнения профессиональных обязанностей развиваются познавательные процессы: мышление, память, внимание, совершенствуются ораторские умения, расширяется кругозор. По мере профессионального роста адвокатов происходит развитие таких качеств личности, как педантичность, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, умение решать конкретные задачи. Но этим влияние профессии адвоката на личность не исчерпывается. К сожалению, можно наблюдать примеры и отрицательного воздействия этой профессии на личность.

Условно профессиональная деформация адвоката может выражаться в тех проявлениях, которые являются общими для юридических профессий, и в тех, которые являются специфическими и обнаруживаются именно у представителей адвокатской деятельности.

К первой группе можно отнести следующие.

Правовой нигилизм. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Правовой нигилизм адвокатов проявляется в неуважительном отношении к праву и подталкивает решать проблемы доверителя не на правовом уровне. Правовой нигилизм встречается и у представителей других юридических специальностей, например у следователей, оперативных работников и т.п.

Эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя. Часто человек, вынужденный прибегнуть к помощи юристов (следователей, адвокатов и т.п.), находится в сложной жизненной ситуации и негативном эмоциональном состоянии. Он испытывает тревогу, страх, переживает депрессию, может быть перевозбужденным или, наоборот, заторможенным. Нередко обстоятельства, в которых находится доверитель, вызывают у него слезы. Сталкиваясь с человеческим горем, некоторые адвокаты остаются черствыми, не способными проявить простое человеческое сочувствие. В профессиональном общении это приводит к обезличиванию клиента, когда он воспринимается как объект воздействия, а его проблемы - как поломка, которую нужно устранить. В повседневном общении это может проявляться как эмоциональная холодность, снижение эмпатии в отношении к близким людям, родственникам.

Снижение уровня культуры общения. Подобные проявления наблюдаются у адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам и имеющих дело с определенной категорией клиентов. В процессе бесед, переходя на язык, понятный клиенту, эти адвокаты усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его в повседневном общении. С такими проявлениями деформации можно столкнуться и при общении со следователями, оперативниками, сотрудниками ИТУ. Это может сказаться и в общении с друзьями, родственниками.

Формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач. Нередко работа по делам одних и тех же категорий (хулиганство, кражи, ДТП и т.д.) способствует тому, что у адвоката вырабатываются однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями. В личностном общении это может выразиться в стремлении подвести любую жизненную ситуацию под некий стандарт и использовать формальный подход к семейным проблемам.

К специфическим деформациям, присущим именно представителям адвокатской профессии, относятся следующие.

Установка "всех жалко, всех обижают, всем надо помочь". Как врач, бывает, только взглянув на попутчика в поезде, уже ставит ему диагноз и советует, как надо лечиться, профессионально деформированный адвокат видит правовые проблемы всех, кто его окружает в повседневной жизни, и разъясняет права даже тем, кто в этом не нуждается. Благодаря профессиональным знаниям адвокат понимает, как можно помочь человеку решить его проблему, или видит необходимость предпринять меры, чтобы предупредить возможные проблемы в будущем, чувствует свою ответственность за соблюдение прав этого человека. И если все-таки остается безучастным к его судьбе, то начинает обвинять себя, что мог бы своевременно помочь, но не сделал этого. Навязчивое консультирование, принимающее формы поучения, раздача советов окружающим может осложнять повседневное личностное общение.

Завышенная самооценка, позиция "всегда прав". В силу особенностей профессии адвокат должен преуспевать в умении всегда выглядеть в лучшем свете. Без навыков самопрезентации трудно быть успешным в этой профессии, но порой это может принимать гипертрофированные формы: излишняя самоуверенность, изворотливость, неумение признавать свои ошибки. Все это не красит адвоката. Прибавим к перечисленному овладение профессиональным понятийным аппаратом, законами формальной логики, предоставляющие широкие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. Неприятно, когда это распространяется и на сферу личного общения адвоката и любые свои поступки он может объяснить разумными основаниями.

Противопоставление себя доверителям, позиция "клиент - мой враг". Неумение при заключении соглашения с доверителем четко обозначить круг профессиональных обязанностей адвоката, отсутствие навыка установления доверительных, но деловых отношений с клиентом, неумение провести четкую грань между профессиональным и личностным общением, стремление позднее ограничить круг решаемых правовых проблем клиента, с тем чтобы он "не садился на голову", приводит к формированию установки "быть всегда настороже с клиентом", "держать ухо востро". Излишняя осторожность, подозрительность, стремление держать дистанцию не способствуют развитию и личных контактов.

Влияние профессии на личность неизбежно, но профессиональная деформация возникает не у каждого адвоката. Многое зависит от личностных качеств человека (внутренних факторов): возраста, пола, семейного положения, характера трудовой мотивации, ценностных ориентаций, установок, стрессоустойчивости, характерологических свойств, уровня эмпатии, стиля взаимоотношений в коллективе, уровня развития интеллекта, способностей, свойств нервной системы, неспособности к релаксации и т.д. Повлияют на возникновение профессиональной деформации и объективные причины (внешние факторы): условия обучения в вузе, стаж работы, отношения с наставниками, психологический климат коллектива, в котором он трудится, перегрузки на работе, дефицит времени, протекание кризисов профессионального становления и т.п.

Говоря о профессиональной деформации личности адвоката, необходимо коснуться и проблемы эмоционального выгорания. Понятие "эмоциональное выгорание" является близким по смыслу, но не тождественным понятию "профессиональная деформация". Термин "эмоциональное выгорание" был впервые предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда используют как синонимические близкие по смыслу выражения "эмоциональное сгорание" или "профессиональное выгорание".

Чаще синдром эмоционального выгорания встречается у профессионалов, которые вынуждены в процессе выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Эмоциональное выгорание происходит в условиях сильных психических нагрузок и выражается в безразличии, эмоциональном истощении, изнеможении, развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам, в снижении самооценки. Адвокат с синдромом эмоционального выгорания не может отдаваться работе так, как это было прежде, испытывает ощущение тщетности своих профессиональных усилий, работа перестает приносить удовлетворение.

Эмоциональное выгорание возникает в результате накопления отрицательных эмоций без соответствующей разрядки. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье) эмоциональное выгорание - это дистресс, или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения.

Выделяют три стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия характеризуется снижением положительных эмоций, связанных с работой, возникновением чувства неудовлетворенности, тревожности, пустоты.

Вторая стадия проявляется в неприязни, пренебрежительном отношении к клиентам, которые проявляются сначала в разговорах с коллегами, а затем постепенно и в присутствии клиентов.

На третьей стадии эмоционального выгорания профессионал становится равнодушным, теряет интерес не только к своей работе, но и к себе и близким людям.

Эмоциональному выгоранию может быть подвержен любой адвокат. М. Пирс и Д. Моллой доказали, что скорость "сгорания" не связана ни с образованием, ни с уровнем интеллекта, ни даже с оплатой труда. Главной причиной, способствующей эмоциональному выгоранию, является перегрузка. Те адвокаты, у кого мало работы, могут жаловаться на скуку, но им эмоциональное выгорание не грозит.

На подверженность эмоциональному выгоранию влияет отношение профессионала к делу: риск выгореть выше у тех, кто считает, что всегда должен быть сдержан и не имеет права на ошибку. Высокая персональная ответственность адвокатов, эмоциональная насыщенность профессионального общения являются дополнительным фактором, способствующим эмоциональному выгоранию.

Не менее опасна ситуация, в которой специалист постоянно ощущает, что его недооценивают, что его усилия не ведут к достижению намеченной цели и он никак не может изменить положение дел. Неудовлетворенность результатами профессиональной деятельности, недостаток самостоятельности способствуют развитию эмоционального выгорания. Чувство собственной значимости, напротив, способствует устойчивости по отношению к эмоциональному выгоранию.

Профессиональная деятельность адвокатов проходит в особых условиях нестабильности. Адвокаты самостоятельно ищут себе клиентов и поэтому начинающие могут испытывать дефицит работы. Нестабильность рабочей нагрузки, публичность профессии, необходимость быть в курсе постоянно изменяющегося законодательства - все эти стрессогенные факторы способствуют эмоциональному выгоранию.

Особенно быстро выгорают специалисты с интровертированным темпераментом, индивидуально-психологические особенности которых не соответствуют требованиям коммуникативных профессий. Они характеризуются замкнутостью, застенчивостью, концентрацией на профессиональных задачах. Вынужденные вступать в коммуникативные контакты по роду своей профессиональной деятельности, они прилагают для этого дополнительные усилия. Не имея избытка жизненной энергии, такие адвокаты накапливают эмоциональный дискомфорт и быстрее других истощаются.

Наличие внутриличностных конфликтов в связи с работой является дополнительным фактором, способствующим эмоциональному выгоранию. Внутриличностный конфликт - это столкновение противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, ценностей, целей. Потребность оказать помощь другим людям, вступая в противоречие с потребностью в безопасности, создает почву для внутриличностного конфликта адвоката и повышает тем самым риск эмоционального выгорания. Женщины-адвокаты, переживающие нередко противоречие между работой и семьей, находятся в еще более сложной ситуации.

Некоторые авторы рассматривают эмоциональное сгорание как разновидность профессиональной деформации. Это не совсем правильно. Представляется более обоснованной точка зрения Д.Г. Трунова. Он считает: различие заключается в том, что о синдроме выгорания нужно говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы <3>. То есть синдром выгорания наблюдается тогда, когда в процесс выполнения профессиональных обязанностей проникает слишком много личного, происходит потеря контролирующей роли "профессионального" и внедрение "человеческого" в область профессиональной компетенции. А о профессиональной деформации есть смысл говорить тогда, когда в личную жизнь проникает слишком много профессионального и, придя домой, человек продолжает нести на себе "деформирующий отпечаток" своей профессии и вести себя как специалист.

--------------------------------

<3> Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. N 8. С. 84 - 89.

В связи с проблемами профессиональной деформации личности адвоката, отрицательно влияющими на качество профессиональной деятельности и его личную жизнь, способными привести к потере квалификации, появляется необходимость разработать эффективные методы профилактики профессиональной деформации и реабилитации эмоционального выгорания.

Представляются возможными следующие пути профилактики и профессиональной реабилитации:

- психологическое просвещение адвокатов. "Предупрежден - значит вооружен". Зная признаки профессиональной деформации, адвокат на ранних стадиях может их заметить и суметь приостановить их дальнейшее развитие;

- психологическая диагностика и индивидуальное консультирование адвокатов. Консультация специалиста поможет установить стадию эмоционального выгорания, выработать индивидуальную стратегию его преодоления, учитывающую особенности конкретной ситуации;

- тренинги профессионального и личностного роста адвокатов. Новые возможности для разрешения самых разных психологических проблем предоставляют сегодня различные виды психологических тренингов. Занятия в группах помогают участникам не только справиться с временными трудностями, осознать внутренние ресурсы для решения своих проблем, но и повышают общую психологическую компетентность участников.

Некоторые авторы (например, Н.Б. Москвина <4>) рассматривают профессиональную деформацию как возможную компенсацию более опасных нарушений, в частности нарушений физического и психического здоровья. Профессиональная деформация в виде эмоциональной холодности, нечувствительности к чужому горю может возникнуть у адвоката как раз по такому механизму, как своеобразная защита от излишних переживаний особо чувствительных профессионалов, работающих с людьми. Такая деформация, возможно, предохраняет адвоката от более опасных нарушений психического, а возможно, и физического благополучия, от нервного, психического истощения. Вследствие этого профессиональную деформацию нельзя преодолевать, пока неизвестно, от каких более серьезных проблем она может защитить адвоката.

--------------------------------

<4> Москвина Н.Б. Попытка методологической автоэкспертизы диссертационного исследования: Методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации. Волгоград, 2003.

В качестве мер профилактики профессиональной деформации может служить смена вида деятельности в нерабочее время. Усталость от профессии восстанавливается покоем, отдыхом. Умственное же утомление, которое может быть одним из последствий профессиональной деформации, снимается прогулками или занятиями спортом. Если возникает пресыщенность профессиональным общением, следует сменить круг общения или побыть наедине с собой.

Для одних адвокатов профессиональная деформация, появление синдрома выгорания влекут за собой снижение уровня профессионализма, проблемы в семье, а иногда и конец карьеры. Для других осознание трудностей и поиск возможностей их преодоления открывает новые перспективы в профессиональном и личностном росте адвоката, становятся стимулом для повышения квалификации и освоении новых вершин в профессии.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ЛИЧНОСТИ АДВОКАТА

Л.А. СКАБЕЛИНА

Скабелина Л.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры адвокатуры и нотариата МГЮА.

В статье раскрывается содержание понятий "профессиональная деформация", "эмоциональное выгорание", предлагаются меры по профилактике деструктивных изменений личности адвоката, возникающих под влиянием профессиональной деятельности.

Препятствием на пути достижения адвокатом профессионализма может стать профессиональная деформация личности.

Профессиональная деформация личности - это деструктивные изменения качеств личности, происходящие под влиянием профессиональной деятельности, негативно влияющие на ее продуктивность и создающие проблемы в личностном общении.

Профессия часто влияет на личность, в особенности это касается специальностей, связанных с общением (учителя, врачи, следователи, адвокаты, психологи и т.п.). Причем в наибольшей степени профессиональная деформация выражена у представителей тех профессий, чья работа связана с людьми, имеющими отклонения от нормы (физической, интеллектуальной, поведенческой).

Профессиональные деформации появляются под влиянием стереотипов профессиональной деятельности, механизмов психологической защиты, возрастных изменений профессионала. Профессиональная деформация может носить эпизодический или устойчивый характер, быть поверхностной или глубокой, проявляться в профессиональной деятельности или распространяться и на личностное общение. Профессиональная деформация может возникнуть на ранней стадии формирования профессионала, еще в процессе обучения, или позднее, в профессиональной деятельности. Она проявляется в манере поведения и речи, неадекватности восприятия людей и ситуаций, даже в физическом облике. Иногда говорят о профессиональном типе личности. Профессиональная деформация личности препятствует развитию и самосовершенствованию профессионала.

В литературе встречаются разные подходы к проблеме профессиональной деформации личности (С.П. Безносов, Е.Г. Лунина и другие). Представляется наиболее перспективным и научно обоснованным тот, что считает профессиональной деформацией изменения в личности, происшедшие под влиянием профессии и влияющие не только на профессиональное общение, но и на повседневную жизнь, личностное общение. Например, представим себе учителя, проработавшего много лет в своей профессии, личность которого подверглась профессиональной деформации. Такой учитель будет продолжать всех "учить" не только на работе, но и в семье и дружеской компании. Это отрицательно влияет на профессиональную деятельность и затрудняет повседневное, дружеское общение, создает проблемы личного характера.

В соответствии с классификацией Е.А. Климова адвокатская профессия относится к группе профессии "человек - человек", т.е. тесно связана с общением. Общаться приходится с разными людьми, некоторые из них отличаются асоциальным поведением. Поэтому риск подвергнуться профессиональной деформации у адвокатов даже выше, чем у других специалистов, чья работа также связана с людьми.

Адвокатская деятельность придает профессионалам, ее осуществляющим, определенные психологические качества. Изменения в личности могут быть положительными и отрицательными.

Возможности положительного влияния профессии адвоката на личность очевидны. Как правило, с годами, благодаря профессии, у адвокатов повышается коммуникативная компетентность: умение разбираться в людях, устанавливать психологический контакт, оказывать влияние на людей в процессе общения, эффективно разрешать конфликты, контролировать свои эмоции и т.д. В процессе выполнения профессиональных обязанностей развиваются познавательные процессы: мышление, память, внимание, совершенствуются ораторские умения, расширяется кругозор. В процессе профессионализации адвокатов происходит развитие организаторских качеств личности: педантичности, дисциплинированности, самостоятельности, ответственности, умения организовать группу на решение конкретных задач. Но на этом влияние профессии адвоката на личность не исчерпывается. К сожалению, можно наблюдать и примеры отрицательного воздействия этой профессии на личность.

Условно в профессиональной деформации адвоката можно выделить те проявления, которые являются общими для юридических профессий, и те, которые являются специфическими и обнаруживаются именно у представителей адвокатской деятельности.

К числу деформаций, проявляющихся у адвокатов как у одних из представителей юридических профессий, можно отнести:

- правовой нигилизм. Нигилизм - это отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Правовой нигилизм адвокатов проявляется в неуважительном отношении к праву и подталкивает решать проблемы доверителя не на правовом уровне. С правовым нигилизмом мы сталкиваемся и у представителей других юридических специальностей, например у следователей, оперативных работников и т.п. Эта профессиональная деформация может проявить себя и в повседневном общении как отрицание любых идеалов, моральных норм, правил поведения в обществе;

- эмоциональная холодность, цинизм, доходящий до безразличия к судьбе доверителя. Часто, когда человек сталкивается в своей жизни с юристами (следователями, адвокатами и т.п.), он находится в сложной жизненной ситуации и в негативном эмоциональном состоянии. Он испытывает тревожность, страхи, депрессию, может быть перевозбужденным или, наоборот, заторможенным, плакать при встрече с адвокатом. Сталкиваясь с человеческим горем, некоторые адвокаты черствеют душой, становятся нечувствительными, не способными проявить простое человеческое сочувствие. В профессиональном общении это приводит к обезличиванию клиента, когда он воспринимается как объект воздействия, а его проблемы как поломка, которую нужно устранить. В повседневном общении это может проявляться как эмоциональная холодность, снижение эмпатии в отношении к близким людям, родственникам;

- снижение уровня культуры общения. Подобные проявления наблюдается у адвокатов, специализирующихся на защите по уголовным делам и имеющих дело с определенной категорией клиентов. В процессе бесед, переходя на язык, понятный клиенту, такие адвокаты усваивают уголовный жаргон и начинают использовать его и в повседневном общении. С подобными проявлениями деформации можно столкнуться и при общении со следователями, оперативниками, сотрудниками ИТУ. Это может проявиться и в общении с друзьями и родственниками;

- формализм, стереотипный подход к решению профессиональных задач. Высокая ответственность юристов, правовая регламентация их деятельности приводят к стремлению снизить степень ответственности за выполняемую работу. Работа по делам одних и тех же категорий (хулиганство, кражи, ДТП и т.д.) способствует тому, что у адвоката вырабатываются однотипные приемы и методы защиты, блокирующие способность творчески реагировать на появление новых обстоятельств, пропадает индивидуальный подход в работе с доверителями. В личностном общении это может выразиться в стремлении подвести любую жизненную ситуацию под некий стандарт, как формальный подход к семейным проблемам.

К специфическим деформациям, присущим именно представителям адвокатской профессии, относятся:

- установка "всех жалко, всех обижают, всем помочь надо". Как врач, бывает, только взглянув на попутчика в поезде, уже ставит ему диагноз и советует, как надо лечиться, профессионально деформированный адвокат видит правовые проблемы всех, кто его окружает в повседневной жизни, и разъясняет права даже тем, кто в этом не нуждается. Благодаря профессиональным знаниям адвокат понимает, как можно помочь человеку решить его проблему, или видит необходимость предпринять меры, чтобы предупредить возможные проблемы в будущем, чувствует свою ответственность за соблюдение прав этого человека. И если все-таки остается безучастным к его судьбе, то начинает обвинять себя в том, что мог бы помочь своевременно, но не сделал этого. Навязчивое консультирование, принимающее формы поучения, раздача советов окружающим могут осложнять повседневное личностное общение;

- завышенная самооценка, позиция "всегда прав". В силу особенностей профессии адвокат должен преуспевать в умении всегда выглядеть в лучшем свете. Без навыков самопрезентации трудно быть успешным в этой профессии, но порой это может принимать гипертрофированные формы: излишняя самоуверенность, изворотливость, неумение признавать свои ошибки, все это не красит адвоката. Прибавим к этому овладение профессиональным понятийным аппаратом, законами формальной логики, предоставляющими широкие возможности для конструирования оправданий на все случаи жизни. Неприятно, когда это распространяется и на сферу личного общения адвоката и любые свои поступки он может объяснить разумными основаниями;

- противопоставление себя доверителям, позиция "клиент - мой враг". Неумение при заключении соглашения с доверителем четко обозначить круг профессиональных обязанностей адвоката, отсутствие навыка установления доверительных, но деловых отношений с клиентом, неумение провести четкую грань между "профессиональным" и "личностным" общением, стремление позднее ограничить круг решаемых правовых проблем клиента, с тем чтобы он "не садился на голову", приводит к формированию установки "быть всегда настороже с клиентом", "держать ухо востро". Излишняя осторожность, подозрительность, стремление держать дистанцию не способствуют и развитию личных контактов.

Влияние профессии на личность неизбежно, но профессиональная деформация возникает не у каждого адвоката. Многое зависит от личностных характеристик адвоката (внутренние факторы): возраста, пола, семейного положения, характера трудовой мотивации, ценностных ориентаций, установок, стрессоустойчивости, характерологических свойств, уровня эмпатии, стиля взаимоотношений в коллективе, уровня развития интеллекта, способностей, свойств нервной системы, неспособности к релаксации и т.д. Повлияют на возникновение профессиональной деформации и объективные причины (внешние факторы): условия обучения в вузе, стаж работы, какие наставники встретятся на его пути, психологический климат коллектива, в котором он трудится, перегрузки на работе, дефицит времени, протекание кризисов профессионального становления и т.п.

Говоря о профессиональной деформации личности адвоката, необходимо коснуться и проблемы эмоционального выгорания. "Эмоциональное выгорание" является близким по смыслу, но не тождественным понятию "профессиональная деформация". Термин "эмоциональное выгорание" был впервые предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. Иногда используют как синонимические близкие по смыслу выражения "эмоциональное сгорание" или "профессиональное выгорание".

Чаще синдром эмоционального выгорания встречается у тех профессионалов, кто вынужден во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Эмоциональное выгорание проявляется в условиях сильных эмоциональных нагрузок и выражается в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения; развитии негативного отношения к своим коллегам и клиентам, снижении самооценки. Адвокат с синдромом эмоционального выгорания не может отдаваться работе так, как это было прежде, испытывает ощущение тщетности своих профессиональных усилий, работа перестает приносить удовлетворение.

Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки или освобождения от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. С точки зрения концепции стресса (Г. Селье), эмоциональное выгорание - это дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения.

Выделяют три стадии эмоционального выгорания.

Первая стадия характеризуется снижением положительных эмоций, связанных с работой, возникновением чувства неудовлетворенности, тревожности, пустоты.

Вторая стадия проявляется в неприязни, пренебрежительном отношении к клиентам, которые проявляются сначала в разговорах с коллегами, а затем постепенно и в присутствии клиентов.

На третьей стадии эмоционального выгорания профессионал становится равнодушным, теряет интерес не только к своей работе, но и к себе и близким людям.

Эмоциональному выгоранию может быть подвержен любой адвокат. М. Пирс и Д. Моллой доказали, что скорость "сгорания" не связана ни с образованием, ни с уровнем интеллекта, ни даже с оплатой труда. Главной причиной, способствующей эмоциональному выгоранию, является перегрузка. Те адвокаты, у кого мало работы, могут жаловаться на скуку, но им эмоциональное сгорание не грозит.

На подверженность эмоциональному выгоранию влияет отношение профессионала к делу: риск выгореть выше у тех, кто считает, что всегда должен быть сдержан и не имеет права на ошибку. Высокая персональная ответственность адвокатов, эмоциональная насыщенность профессионального общения являются дополнительными факторами, способствующими эмоциональному выгоранию.

Не менее опасна ситуация, в которой специалист постоянно ощущает, что его недооценивают, что его усилия не ведут к достижению намеченной цели, и он никак не может изменить положение дел. Неудовлетворенность результатами профессиональной деятельности, недостаток самостоятельности способствуют развитию эмоционального выгорания. Чувство собственной значимости, напротив, способствует устойчивости по отношению к эмоциональному выгоранию.

Профессиональная деятельность адвокатов проходит в особых условиях нестабильности. Адвокаты самостоятельно ищут себе клиентов, и особенно начинающие могут испытывать дефицит работы. Нестабильность рабочей нагрузки, публичность профессии, необходимость быть в курсе постоянно изменяющегося законодательства - все эти стрессогенные факторы способствуют эмоциональному выгоранию.

Особенно быстро выгорают специалисты с интровертированным темпераментом, индивидуально-психологические особенности которых не соответствуют требованиям коммуникативных профессий. Они характеризуются замкнутостью, застенчивостью, концентрацией на профессиональных задачах. Вынужденные вступать в коммуникативные контакты по роду своей профессиональной деятельности, они прилагают для этого дополнительные усилия. Не имея избытка жизненной энергии, такие адвокаты накапливают эмоциональный дискомфорт и быстрее других истощаются.

Наличие внутриличностных конфликтов в связи с работой является дополнительным фактором, способствующим эмоциональному выгоранию. Внутриличностный конфликт - это столкновение противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов, ценностей, целей. Потребность в оказании помощи другим людям, вступая в противоречие с потребностью в безопасности, создает почву для внутриличностного конфликта адвоката и повышает тем самым риск эмоционального выгорания. Женщины-адвокаты, переживающие нередко противоречие между работой и семьей, находятся в еще более сложной ситуации.

Некоторые авторы рассматривают эмоциональное сгорание как разновидность профессиональной деформации. Это не совсем правильно. Представляется более обоснованной точка зрения Д.Г. Трунова. Он считает, что различие заключается в том, что о синдроме выгорания нужно говорить в контексте профессиональной деятельности, а профессиональная деформация относится в основном к жизни вне работы. То есть синдром выгорания наблюдается тогда, когда в процесс выполнения профессиональных обязанностей проникает слишком много личного, происходит потеря контролирующей роли "профессионального" и внедрение "человеческого" в область профессиональной компетенции. А о профессиональной деформации есть смысл говорить тогда, когда в личную жизнь проникает слишком много профессионального и, придя домой, человек продолжает нести на себе "деформирующий отпечаток" своей профессии и вести себя как специалист.

В связи с проблемами профессиональной деформации личности адвоката, отрицательно влияющими на качество профессиональной деятельности и на его личную жизнь, способными привести к потере квалификации, появляется практическая необходимость разработки эффективных методов профилактики профессиональной деформации и реабилитации эмоционального выгорания.

Представляются возможными следующие пути профилактики и профессиональной реабилитации:

1) психологическое просвещение адвокатов. "Предупрежден - значит вооружен". Зная признаки профессиональной деформации, адвокат на ранних стадиях может их заметить и суметь приостановить их дальнейшее развитие;

2) психологическая диагностика и индивидуальное консультирование адвокатов. Консультация специалиста поможет установить стадию эмоционального выгорания, выработать индивидуальную стратегию его преодоления, учитывающую особенности конкретной ситуации;

3) тренинги профессионального и личностного роста адвокатов. Новые возможности для разрешения самых разных психологических проблем предоставляют сегодня различные виды психологических тренингов. Занятия в группах помогают участникам не только справиться с временными трудностями, осознать внутренние ресурсы для решения своих проблем, но и повышают общую психологическую компетентность участников.

Некоторые авторы (например, Н.Б. Москвина) рассматривают профессиональную деформацию как возможную компенсацию более опасных нарушений, например нарушений физического и психического здоровья. Такая профессиональная деформация, как эмоциональная холодность, нечувствительность к чужому горю, у адвоката может возникнуть как раз по такому механизму, как своеобразная защита от излишних переживаний особо чувствительных профессионалов, работающих с людьми. Такая деформация, возможно, предохраняет адвоката от более опасных нарушений психического, а быть может, и физического благополучия, от нервного, психического истощения. Вследствие этого профессиональную деформацию нельзя преодолевать, пока неизвестно, от каких более серьезных проблем она может защитить адвоката.

В качестве мер профилактики профессиональной деформации может служить смена вида деятельности в нерабочее время. Усталость от профессии снимается покоем, отдыхом. Умственное же утомление, которое может быть одним из последствий профессиональной деформации, снимается прогулками или занятиями спортом. Если возникает пресыщенность профессиональным общением, следует сменить круг общения или побыть наедине с собой.

Для одних адвокатов профессиональная деформация, появление синдрома выгорания влекут за собой снижение уровня профессионализма, проблемы в семье, а иногда и конец карьеры. Для других осознание трудностей и поиск возможностей их преодоления открывают новые перспективы в профессиональном и личностном росте, становятся стимулом для повышения квалификации и освоения новых вершин в профессии.

Литература

1. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб., 2004.

2. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении. СПб., 1999.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях: психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000.

4. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. М., 1996.

5. Москвина Н.Б. Попытка методологической автоэкспертизы диссертационного исследования: методология диссертационных исследований проблем образования в условиях его модернизации. Волгоград, 2003.

6. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование // Психологический журнал. 2001. Т. 20. N 1.

7. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. N 3.

8. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. 1998. N 8.

9. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М., 2004.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. Воронеж, 2003.

Проблемы профессиональной деформации личности адвоката

(Скабелина Л.А.)

("Адвокатская практика", 2009, N 2)

СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"

В ПРОФЕССИЯХ "ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК"

А.К. САДЫКОВА

Садыкова А.К., ученый секретарь Ученого совета Академии Комитета УИС МЮ Республики Казахстан, майор юстиции, кандидат психологических наук.

Эмоциональное выгорание - один из новейших, рассмотренных в психологической литературе механизмов психологической защиты. И в силу своей новизны его определение несколько размыто, хотя, по сути, ни одно из этих пониманий эмоционального выгорания не противоречит друг другу. Вашему вниманию предлагается следующее определение: "синдром "сгорания", или феномен "выгорания" (burnout), проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми" (Барабанова, 1995. С. 54 - 55).

Термин "эмоциональное выгорание" употребляется для описания эмоционального состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Выгорание становится все большей социальной проблемой в связи с тем, что количество профессионалов, работающих в профессиях типа "человек - человек", увеличивается, и все больше людей имеют возможность приобрести синдром "эмоционального выгорания".

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо разовых значительных нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пытаться защитить себя. Это проявляется в синдроме "эмоционального выгорания". Он может включать большое количество разнообразных симптомов как психологического, так и соматического плана: чувство хронической усталости, утомления; раздражительность, напряженность, тревожность; подавленное настроение и связанные с ним переживания типа пессимизма, безнадежности, бессмысленности, апатии, цинизма; чувство вины; нарушение аппетита (его снижение или, наоборот, появление склонности к перееданию), нарушение сна, злоупотребление химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотиками). Кроме того, меняется отношение человека к своей деятельности: появляется негативное отношение к клиентам и к самой работе, оскудевает репертуар рабочих действий, пропадает стремление к профессиональным достижениям.

Характерная для эмоционального выгорания симптоматика может быть сведена к трем кластерам симптомов: истощению, отторжению клиента и снижению стремления к самореализации в профессиональной деятельности.

1. Эмоциональное истощение появляется в нарастании эмоциональной неустойчивости, неспособности дать адекватную эмоциональную реакцию.

2. Отторжение клиента проявляется в отрицательном, циничном либо безразличном отношении к клиенту. Такое поведение получило название "дегуманизация в целях самозащиты", оно представляет собой защиту от подавляющих эмоциональных состояний путем обращения с клиентом как с объектом.

3. Снижение стремления к самореализации в профессиональной деятельности проявляется в тенденции к негативному самовосприятию в профессиона


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: