Форум – площадь, центр деловой и общественной жизни города (собрания, советы, здесь оглашали важные решения, обучали детей, торговали). Форум Августа, форум Веспасиана, форум Траяна и т.д.
Колизей. 72 г. н.э. - 80 г. н.э.
- от лат. colosseus — громадный, колоссальный - амфитеатр Флавиев
- самый грандиозный античный амфитеатр: длина наружного эллипса - 524 м, высота стен — от 48 до 50 метров. Мог вместить около 50 тысяч зрителей.
- в плане эллипс (большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м)
- арена эллиптической формы
- нижний ряд, (подий) - для императора, его семейства, сенаторов и весталок, император имел особое, возвышенное седалище. Подий отделялся от арены парапетом.
- над амфитеатром натягивали огромный тент для защиты зрителей от лучей солнца или от непогоды. Его прикрепляли с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены.
- первый ярус – полуколонны тосканского ордера, второй – ионического, третий и четвёртый - коринфского
Колизей считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
|
|
Пантеон. 126 г. н. э.
Памятник эпохи императора Адриана (первоначально на этом месте был построен Пантеон при Марке Агриппе, в 120—125 годах полностью реконструирован греческим архитектором Аполлодором Дамасским).
Пантеон — это храм всех богов, покровителей императорского дома, символ огромной империи, объединившей под римским главенством десятки различных национальностей, верований и культур.
Отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа.
- полусферический купол (диаметр свыше 43 м). Вплоть до конца XIX века ни одно из купольных сооружений Европы не превзошло его своими размерами!
- кессонированный потолок
- отверстие в крыше (диаметр 9 м), в полдень через него проникает наиболее сильный световой столб
- бетон, наполненный кирпичным щебнем и легкой пемзой.
- изнутри отделан охристо-коричневыми полихромными мраморами с ведением белого мрамора.
- глубокий портик. Колонны из темно-красного египетского гранита – высотой почти 15 м. Коринфский ордер
С VII века н.э. - стал церковью Санта-Мария ад Мартирес.
Здесь погребены Рафаэль и короли Виктор Эммануил II и Умберто I, художники Перуцци, Караччи, Дзуккари, композитор Корелли и др.
Колонна Траяна. 113 год н. э.
- архитектор Аполлодор Дамасский
- в честь побед Траяна над даками
- 20 блоков карарского мрамора
- высота 38 м, диаметр 4 м
- внутри находится винтовая лестница, ведущая к площадке на капители.
|
|
- ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии.
- изначально была увенчана орлом, позже статуей Траяна. В 1588 вместо неё Сикст V установил статую апостола Петра.
- основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.
- изображаются в основном действия римской армии: передвижение, постройка укреплений, переправы через реки, сражения
- около 2 500 человеческих фигур
- аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь — женщина с закрытым покрывалом лицом, Победа и др.
Арка Тита в Риме. 81 г. н.э.
- построена Домицианом вскоре после смерти Тита в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.
- однопролётная
- пентельский мрамор
- высота - 15,4 м, ширина 13,5 м, глубина пролёта 4,75 м, ширина пролёта — 5,33 м.
- её полуколонны - первый известный пример композитного ордера
- в углах возле пролёта арки высечены четыре крылатых Виктории.
- барельефы внутри пролёта: шествие с трофеями, захваченными в Иерусалиме, и император Тит, управляющий квадригой.
- стала моделью для многих триумфальных арок Нового времени.