Философские проблемы

Смысл жизни:

1. Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном», письмо 5-е «В чем смысл жизни». (Суть: природа создавала человека миллионы лет с определенной целью. В нашей жизни эта «созидательная тенденция» природы должна продолжиться. Нужно жить творчески, создавая «ауру добра» вокруг себя, помогая окружающим людям стать счастливее и тем самым повышая их «уровень счастья». В этом и состоит смысл жизни).

2. М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь». (Всю жизнь пескарь провел, не высовываясь из своей норы, посвятив ее цели самосохранения. Умирая, он понимает, что жизнь прожита зря- он никому в жизни не помог, никого не пожалел, не сделал ничего хорошего и, когда он умрет, о нем никто не вспомнит.)

3. В.Г. Короленко «Парадокс» (Повествователь получает от Яна Залуского (феномена) записку с афоризмом – «Человек создан для счастья, как птица для полета»).

4. А.М. Горький «Песнь о соколе» (противопоставление 2-х героев- Сокола и Ужа. Смысл жизни Сокола - свобода, полет, борьба, стремление в небо. Главная ценность жизни для Ужа - тихое и спокойное существование на земле).

5. Древнегреческий философ Эпикур и гедонистическое направление в философии. (Суть: смысл жизни в наслаждении).

6. Эрленд Лу «Наивно. Супер». (Главный герой утрачивает свое понимание смысла жизни и впадает в депрессию. Выйти из нее ему помогают наивные и простые вещи- общение с соседским ребенком, игра в мяч, чтение и путешествие, во время которого он обретает любовь и осмысляет жизнь по-новому).

7. П. Коэльо «Вероника решает умереть». (Молодая одинокая девушка (Вероника) совершает попытку самоубийства, потеряв, как ей кажется, смысл жизни. Попав в клинику для умалишенных и поняв, что она обречена на смерть, она наконец осознает ценность того, чего могла лишиться, - простых жизненных радостей. Только тогда она начинает воспринимать каждый день своей жизни как чудо и подарок бога. Она влюбляется, совершает побег из дома для сумасшедших, отправляется в горы, желая побывать там, где никогда не бывала, и проводить каждый свой день как последний.)

Познание и самопознание:

1. Л.Н. Толстой. «Детство. Отрочество. Юность» (Николенька Иртеньев с детства склонен к самоанализу. Анализ своих чувств и переживаний, вызванных теми или иными событиями (увольнение гувернера, смерть матери и др.) помогает герою познать себя, выявить и понять скрытые качества своей души.)

2. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Родион Раскольников мучается вопросами самопознания- «Вошь я или право имею»..)

Свобода и ответственность:

1. В.Г. Распутин «Живи и помни» (Андрей Гуськов, поддаваясь тоске по родным, дезертирует из армии. Не находя сил нести ответственность за свой проступок и сдаться, он долго скрывается в лесу. В финале романа герой наказан - ответственность за дезертирство мужа понесла жена Настена и их будущий ребенок.)

2. А.де Сент Экзюпери «Маленький принц» («Мы в ответе за тех, кого приручили»...)

3. Л.Н. Мартынов стихотворение «Свобода» (Лирический герой приходит к выводу, что быть свободным = быть за все в ответе).

Человек и история:

1. В.Г. Ян «Батый» (Внук Чингисхана Батый продолжает дело деда- завоевание Руси, захватывает и разоряет Рязань, Москву, Владимир. В истории русского народа память о его личности и завоеваниях настолько сильна, что даже далеки потомки свидетелей нашествия все еще зовут Млечный Пусть «Батыевой Дорогой»).

2. А. К. Толстой «Петр I» (Петр заботится о процветании России, ради которого учится у европейцев многим наукам и ремеслам, перенимает их опыт. Любое начинание, направленное на пользу России, встречает поддержку государя, воспринимается им как личная победа и гордость за то, что русские становятся на ноги и успешно могут конкурировать с европейцами. Личная судьба императора переплетается с судьбой государства.)

3. Ч. Т. Айтматов «И дольше века длится день» /«Буранный полустанок». (Абуталип Куттыбаев записывает казахские народные предания, легенды, песни, а также свое прошлое (война, плен в Югославии), чтобы сохранить историю своего народа для детей).

Человек и культура:

1. Д.С. Лихачев кн. «Я вспоминаю» + фильм с аналогичным названием. (Суть: центр культуры заключается в библиотеках и музеях. В стране может не быть институтов, научных учреждений, но, если есть библиотеки и музеи, «если они оснащены современной техникой, возглавляются не случайными людьми, а профессионалами - культура не погибнет в такой стране»…)

2. Ж-К. Гюисманс «Наоборот». (Внимательное и бережное отношение дез Эссента к произведениям искусства- картинам знаменитых мастеров, книгам, любовь к античной истории, латинскому и греческому языкам.)

3. Пример из истории: В 273 г. римский император Аврелиан при взятии города Александрии разрушил и сжёг крупнейшую библиотеку античности- Александрийскую библиотеку. В результате погиб один из важнейших памятников культуры- собрание 700 тысяч томов древнейших рукописных книг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: