Силы; сохранения и превращения энергии; двойного отрицания; Бойля-Мариотта; единства и борьбы противоположностей; гравитации; перехода количества в качество; смешения цветов.
Тест 4:
4/1. Приведите примеры противоположностей, образующих:
* математику - __________________________________________;
* человека - ______________________________________________;
* этику - __________________________________________________.
4/2. Относительная устойчивость качественной определенности вещи обусловлена (подчеркните):
* борьбой между образующими ее противоположностями;
*единством этих противоположностей.
4/3. Движущим началом всякого развития является (вставьте пропущенные слова; количество точек и букв равно):
Разделение предмета на.................; их...... и ее разрешение.
4/4. Противоречия, которые нужно не разрешать, а разрушать, называются (подчеркните):
Конструктивными; деструктивными; антагонистическими; научными; религиозными.
Тест 5:
5/1. Древнегреческие философы учили, что лучше всего – (подчеркните правильный ответ):
Количество; качество; мера; идея; свобода; справедливость.
|
|
5/2. По словам врача древности Парацельса, «всё хорошо в.... – и яд может быть лекарством и лекарство ядом». Вставьте пропущенное слово; количество точек и букв равно.
5/3. Переход предмета от одного качества к другому называется (подчеркните не менее двух правильных ответа):
Скачок; прерыв постепенности; движение; покой; отражение; девальвация; демаркация.
5/4. Постепенные формы скачков, в природе и в обществе называются (подчеркните):
Революция; эволюция; взрыв; изменение; реформа.
5/5. По Гегелю, нечто перестает быть тем, что оно есть, когда теряет (подчеркните правильный ответ):
Качество; количество; место; форму.
Тест 6:
6/1. Всякое развитие явлений идет (подчеркните правильный ответ):
Циклами; волнообразно; колебательно; прямолинейно.
6/2. В развитии предмета решающим для его дальнейшего бытия этапом является (подчеркните):
Тезис - антитезис - синтез.
6/3. Диалектическое отрицание включает в себя (отметьте правильные ответы):
*преемственность нового и старого;
*полное разрушение старого объекта;
*преобразование старого состояния.
6/4. Третий этап каждого цикла развития, на котором происходит процесс «отрицания отрицания» называется (подчеркните не менее двух ответов):
Анализом; синтезом; тождеством; гармонией; тезисом следующего за ним цикла.
Тест 7:
7/1. Учение о всеобщей причинной и непричинной обусловленности объективных явлений называется (подчеркните правильный ответ):
конвенционализм; детерминизм; волюнтаризм; фидеизм.
7/2. Причина всякого явления - это (отметьте правильный ответ):
*другое явление;
*взаимодействие между явлениями.
|
|
7/3. Непричинная детерминация отсутствует в случаях (отметьте не менее двух правильных ответов):
* всех типов взаимосвязи и взаимозависимости явлений;
*временной ассиметрии явлений;
*генетической производительности явлений;
Тест 8:
8 / 1. Фундаментом всех типов и видов детерминации выступает связь между ........ и .......... (напишите; количество точек и букв равно).
8/2. Закон существования и функционирования индивидуального объекта является ............ ( напишите; количество точек и букв равно).
8/3. Статистический закон – это закон существования и функционирования (подчеркните правильный ответ):
· больших совокупностей или групп элементов;
· отдельных элементов системы;
8/4. Определите тип закона - диалектического, статистического или динамического (укажите в скобке слева первую букву его названия):
(___) Закон распределения молекул по скоростям Максвелла;
(___) Закон сопротивления проводника Ома;
(___) Закон перехода количественных изменений в качественные.
(___) Закон действия и противодействия Ньютона;
(___) Газовые законы Бойля и Мариотта;
(___) Закон преемственности состояний объекта.
Тест 9:
9/1. Свойства и признаки внешней стороны любого объекта выражают категории (подчеркните):
Система, элемент, структура, целое, часть, единичное, общее, форма, содержание, сущность, явление, возможность, действительность, вероятность, причина, следствие, необходимость, случайность, закон, свобода.
9/2. Сущность товара выражает (подчеркните):
· его стоимость;
· его цена.
9/3. Форма содержательна, а содержание (подчеркните):
· возможно;
· диалектично;
· оформлено;
· случайно.
9/3. По Гегелю, непосредственная действительность содержит в себе (подчеркните):