Классификация детских игр

Детские игры отличаются по содержанию, характеру, организации, воспитательной и развивающей ценности. На протяжении становления дошкольной педагогики неоднократно предпринимались попытки объединить игры в группы, разряды, классы; выделить в существующем многообразии определенные категории. На разных этапах в качестве системообразующих основ рассматривались: педагогическое и развивающее значение (Фребель, Гроос); происхождение игр и их воспитательная ценность (Кейра); генезис игр (Ж. Пиаже); доля участия взрослого и формы активности ребенка (П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, Д.В. Менджерицкая); инициатива, исходящая от субъектов игры (С.Л. Новоселова). В каждой теории игры предлагалась своя классификация, основанная на исходных положениях данной теории.

В отечественной педагогике принята классификация, согласно которой все игры делятся на две группы: творческие и игры с готовым содержанием и правилами.

В творческих играх инициатива и активность принадлежит самим детям: они выбирают тему игры, планируют сюжет, распределяют роли, самостоятельно ведут поиск средств для воплощения замысла. Творческий характер игры заключается в том, что ребенок не копирует жизнь, а комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства (Д.В. Менджерицкая). Взрослые принимают косвенное участие в подготовке и проведении таких игр: создают условия, обогащают впечатления детей об окружающей жизни, стимулируют активность. Группа творческих игр неоднородна. Среди них выделяют: сюжетно-ролевые, театрализованные и строительно-конструктивные игры.

Игры с готовым содержанием и правилами разрабатываются взрослыми и поэтому уже имеют фиксированную программу действий для достижения определенного результата. По характеру поставленной задачи они делятся на две группы - подвижные и дидактические.

Основу данной классификации заложил П.Ф. Лесгафт. Все игры были сведены им в две большие группы: имитационные и игры с правилами. По мнению автора, в имитационных играх ребенок повторяет то, что видит в окружающей его действительности. Он разнообразит содержание игр в зависимости от своей впечатлительности, степени развития физических сил, умения ими пользоваться. Имитационные игры всегда предшествуют играм с правилами. П.Ф. Лесгафт показал отличие имитационных игр и игр с правилами. Со временем данная классификация уточнялась, совершенствовалась.

С.Л. Новоселовой была предложена новая классификация детских игр. В ее основу положен принцип «инициативы», исходящей от субъектов игры. В соответствии с этим выделяется три класса игр.

Первый - игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры - экспериментирования (с природными объектами и явлениями, игрушками и предметами) и самодеятельные сюжетные игры (отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские и театрализованные). Этот класс игр считается наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Второй класс игр отличается тем, что инициатива в них принадлежит взрослому, а не ребенку. Это обучающие игры (дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные) и досуговые (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, празднично-карнавальные, театрально-постановочные). Эти игры формируют культуру игры, служат естественной формой передачи детям знаний, способствуют усвоению социальных норм и правил.

Третий класс игр определяется исторической инициативой этноса, в глубинах которого они возникают. Это традиционные или народные игры: обрядовые, тренинговые и досуговые. Они способствуют формированию у детей универсальных родовых способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.) Игры этого класса являются важнейшим источником усвоения общечеловеческих ценностей.

В современной зарубежной педагогике так же нет единой классификации детских игр. В качестве примера приведем классификацию, авторами которой являются Риммер ван дер Коей, Генриетта Постумус Мейес. Все игры в ней объединены в четыре группы:

Предметно-манипулятивные (функциональные) игры, в которых ребенок изучает и исследует игровую ситуацию и игрушки. Особенностью данного вида игр является повторение движений и действий.

Имитационные или сюжетно-ролевые игры, в ходе которых ребенок имитирует действия или ситуации, воссоздавая их в доступной для него форме. Их характерные особенности заключаются в воспроизведении функций взрослого и отношений между ними, а также отражении различных событий и явлений.

Строительно-конструктивные игры. В них проявляется стремление ребенка соединить элементы, лишенные внутреннего содержания, в нечто обладающее конкретным смыслом.

И наконец, режиссерские (комбинационные) игры, в которых ребенок группирует образные игрушки в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. Отличительной чертой игр данного типа является отбор, комбинирование и группировка готовых игрушек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: