Место игры в педагогическом процессе детского сада

Во многих психолого-педагогических исследованиях игра рассматривается как детская деятельность, как явление психики ребенка, форма организации детской жизни. Установлено, что она существует вне и независимо от педагогического процесса. Однако, когда игра используется для решения задач воспитания и обучения, она преобразуется в педагогическое явление (Н.Б. Мчелидзе). И таковым является только в рамках педагогического процесса. В качестве педагогического явления игра выступает в различных функциях:

средства воспитания;

формы организации обучения и воспитания;

метода и приема обучения детей;

формы организации детской жизни и деятельности.

Рассмотрим каждую из перечисленных функций.

Игра издавна использовалась как средство воспитания. В отечественной педагогике данной проблеме посвящены многие исследования. В них вскрываются закономерности действия игры как средства воспитания и методика ее использования в качестве такого средства. Это труды А.К. Бондаренко, Л.А Венгера, Р.И. Жуковской, Т.А. Марковой, Д.В. Менджерицкой, П.Г. Саморуковой, А.П. Усовой и др. Материалы данных исследований показывают, что игра становится средством воспитания благодаря возможности влиять на её организацию и содержание в желаемом направлении. Педагог может целенаправленно поддерживать и развивать педагогически ценное содержание детских игр, которое служит решению задач разностороннего воспитания ребенка. Таким образом самостоятельная и свободная деятельность дошкольника превращается в важнейшее средство воспитания. Однако эту функцию в педагогическом процессе игра выполняет не автоматически. Если игра не стоит в центре внимания, не направляется педагогом, и у детей не достаточно времени для игр, то она остается нейтральной по отношению к конкретным задачам воспитания.

В качестве формы детализации обучения и воспитания игра выступает благодаря другим своим свойствам. Исследования отечественных педагогов (В.Р. Беспаловой, А.К. Бондаренко, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой) доказали, что наиболее полно эту функцию могут выполнять дидактические и подвижные игры. Главное их свойство заключается не столько в содержании обучения, сколько в игровой форме. «Благодаря наличию игровых действий, дидактические игры делают обучение более занимательным, помогают повысить произвольное внимание, и в простой, увлекательной форме помогают усвоить программное содержание», - отмечает Е.И. Удальцова. В дидактических и подвижных играх прямые учебные задачи скрыты в игровых правилах. Дети раскладывают картинки, ищут пару предметам, сравнивают, обобщают - то есть учатся, не подозревая этого. Рассматривая игру как средство организации воспитания, следует подчеркнуть роль содержания, которое разрабатывается взрослым, и правил, регулирующих реальные и игровые отношения детей.

Игра выступает и как метод обучения дошкольников. В отечественной педагогике начало в изучении данного вопроса было положено Р.И. Жуковской. Она исследовала игру как прием обучения и пришла к выводу о том, что не существует метода вообще, метод всегда конкретно выражается в определенной системе приемов. Дальнейшие исследования Аванесовой, Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгера показали особенности использования данного метода и его возможности в решении задач обучения. Наибольшие возможности для обучения дошкольников содержит дидактическая игра. Она позволяет эффективно решать задачу усвоения детьми знаний, овладения способами познавательной деятельности.

Игра как форма организации жизни детей и их деятельности была изучена А.П. Усовой. Она считала, что «важно не только дать возможность детям играть, но и сделать игру формой организации их жизни и деятельности с ее особенностями, интересами и в связи с задачами воспитания». Игра имеет преимущество перед всеми другими формами, так как дает возможность организовать жизнь детей, их собственную активность и самостоятельность. Для того, чтобы игра стала формой организации детской жизни необходимо: закрепить за ней должное время в педагогическом процессе; обеспечить ее проникновение в разные стороны дошкольного воспитания, в различные виды деятельности; предусмотреть общее содержание и возможности игры в отдельные периоды для жизни детей в детском саду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: