Современное состояние теории игры

Подлинно научная общая теория игры и педагогического руководства ею впервые была создана в отечественной науке. Ее основы были заложены Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, которые обнаружили социально-историческую обусловленность происхождения, содержания и структуры игры, подвергли глубокому изучению механизмы ее влияния на развитие психических процессов и свойств детской личности.

В последующие годы основные теоретические положения развивались и конкретизировались А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.С. Жуковской, Н.М. Аксариной, Е.И. Радиной, Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой и другими.

Рассмотрим основные положения теории игры.

Игра это специфическая деятельность детей, социальная по своему происхождению, содержанию и структуре. В работах Д.Б. Эльконина игра рассматривается как особое культурное образование, выработанное обществом в ходе его исторического развития. Она возникает на определенном этапе развития общества, когда дети не могут включаться в производительный труд наравне со взрослым из-за усложняющихся средств производства. В игре реализуется активное стремление ребенка участвовать в жизни взрослых. В своих играх дети отражают явления окружающей действительности: быт, труд людей, общественно-политические события, отношения между людьми. Однако, детская игра - это не просто отражение внешнего мира, а способ вхождения в мир человека. Игру отличает её непродуктивный характер: она направлена не на достижение какой-то внешней цели или практического результата, а на сам процесс и переживания играющего. Специфика игровой деятельности заключается в замещающем по отношению к настоящей деятельности взрослых характере.

Игра занимает особое место в ряду других деятелъностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский считал игру источником развития ребенка. Он писал: «игра создает зону ближайшего развития... По существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле она может быть названа деятельностью ведущей, определяющей развитие ребенка» (Л.С. Выготский 1966, с.75). Именно в игре, как ведущей деятельности, возникают основные психические новообразования данного возраста (А.Н. Леонтьев). Однако, игровая деятельность не является однородной, и ведущей считается не игра вообще, а только одна ее разновидность - сюжетно-ролевая игра (Д.Б. Эльконин.). По мнению Г. Кравцова, каждая фаза дошкольного периода характеризуется совокупностью сосуществующих видов игровой деятельности. Среди них только один является новым, впервые формирующимся видом игры. Именно он может быть назван ведущей деятельностью данного возрастного этапа. На рубеже раннего и младшего дошкольного возраста - это элементарные режиссерские и образно-ролевые игры, в среднем - сюжетно-ролевые, а в старшем - игры с правилами. Другие виды игр, существующие на данном возрастном этапе, являются формой организации жизнедеятельности детей.

Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка. Этот тезис был доказан в работах Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской А.П. Усовой, Т.А. Марковой, Е.В. Зворыгиной и других. А.В. Запорожец писал:

«Чтобы игра появилась, ребенку необходимо овладеть некоторыми способами игрового воспроизведения действительности, научиться пользоваться игрушками, приобрести умение разыгрывать известные сюжеты и подчиняться правилам» (1965, с. 74). Проблема обучения детей игре, сформулированная А.В. Запорожцем, была реализована в психолого-педагогических исследованиях детей раннего (Ф.И. Фрадкина, Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова и др.) и дошкольного возраста (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Игра, занимая особое место в педагогическом процессе дошкольного учреждения, выполняет широкие воспитательные функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: