Определенную попытку в этом направлении предпринял Р. Мертон при дальнейшей разработке теории референтной группы. Он, попытался выделить те условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а внешнюю группу. Здесь Мертон выделяет следующие факторы:
1. Если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам, то в этих условиях они будут склонны выбирать в качестве референтной группы внешнюю, нечленскую группу, которая, на их взгляд, обладает большей престижностью, чем их собственная.
2. Чем больше изолирован индивид в своей группе, чем ниже его статус в ней, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он выберет внешнюю группу, в которой он рассчитывает иметь более высокий статус.
3. Чем больше социальная мобильность в обществе и, следовательно, больше возможностей у индивида изменить свой социальный статус и групповую принадлежность, тем более вероятно, что в качестве референтной группы он будет выбирать группу с более высоким социальным статусом.
4. Выбор индивидом той или иной референтной группы зависит от его личностных характеристик, однако Мертон не конкретизирует это положение.
Вывод: Понятие референтной группы может служить инструментом для изучения социально-психологических механизмов взаимодействия объективного социального положения личности и ее социальных установок, для выявления некоторых механизмов взаимодействия между мотивацией индивида и социальной структурой.
Общая характеристика ролевых теорий
- В социальной науке имеются два типа ролевых теорий:
- Структуралистская (стоит на социологических позициях, авторы этой позиции разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида).
2. Интеракционисткая. Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж.Мида, связанные с понятием «роль». Он не дал определения понятия роли в своих концепциях, применял этот термин, когда развивал идею «принятия роли другого» для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.
- Значительный вклад в развитие ролевой теории внес Р.Линтон, он предложил статусно-ролевую концепцию. Для определения связи индивида с различными системами общества удобны термины: статус и роль. Статус – это то место, которое индивид занимает в данной системе. А понятие роль используется им для описания всей суммы культурных образцов поведения, связанных с определенным статусом. По мнению Линтона, роль включает установки, ценности и поведение, предписываемое обществом для каждого из всех людей, имеющих определенный статус.
- М.Дойч и Р.Краусс считают, что достаточно указать аспекты социального поведения, когда говорят о роли:
1. Речь идет о представлениях других людей о том, как должен себя вести индивид, занимающий определенное положение;
2. О его собственном представлении, как он должен себя вести в том или ином положении;
3. О наблюдаемом поведении индивида, занимающего определенное положение, во взаимодействии с другими людьми. Роль индивида связывается с его положением, статусом.
Классификация ролей по различным критериям:
§ Тибо и Келли: деление ролей на «предписанные» и «достигнутые»,
§ Р.Линтон: активные и латентные.
§ Сарбин и Аллен в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Выделяют 7 стадий: от нулевой, когда индивид числится носителем какой-либо роли, но ее не выполняет, до максимальной группы факторов:
1) знание роли, или представления о правах и обязанностях, связанных с данной ролью, т.е. когнитивный аспект;
2) значимость выполняемой роли, т.е. эмоциональный аспект;
3) умение выполнять данную роль, т.е. поведенческий аспект;
4) способность рефлексировать свое ролевое поведение.
Исследование этих факторов имеет прямое отношение к изучению ролевого конфликта.
Ролевые конфликты. индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
В ролевых теориях выделяют конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые.
К межролевым относят конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много различных ролей
Анализ внутриролевого ех. Если родители ожидали от студенток высоких показателей в учебе, то студенты мужского пола неодобрительно относились к хорошей учебе студенток, так как в этом случае они зачастую рассматривали их как своих конкурентов. Ролевые конфликты отрицательно влияют на осуществление взаимодействия.!!!!
Социметрическая концепции Дж.Морено:
Социальная организация=сумма ролей, ограничивающая поведение человека;
Типы ролей:
1)психосоматические, связанные с физиологическими потребностями;
2)психодраматические, связанные с конкретными требованиями микросоциального окружения;
3)социальные, связанные с социальными ожиданиями;
Межличностные отношения и переживания связаны с ролями, которые люди играют в группе
«Социальная драматургия» И. Гофмана. Особое место среди представителей ролевых теорий занимает"' И. Гоффман. Суть ее заключается в том, что он проводит почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Гоффман рассматривает реальных членов общества как актеров и, пользуясь театральной терминологией. Он в основном использует метод наблюдения, широко пользуется примерами, взятыми из художественной литературы. Абстрагируясь от целостных личностных характеристик индивид как носителя самых различных ролей, заданных извне.
Критика: Его справедливо критикуют за слишком прямолинейную аналогию между социальной действительностью и театральным действием, за нестрогость применяемых методов исследования
Работа И.Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни»