Сложная судьба

После распада СССР наряду с продолжением разработки специальных проектов мобильных АЭС выдвигались предложения по созданию ПАТЭС на базе выводимых из состава флота судов с ядерно-энергетической установкой на борту. В частности, речь шла об использованиидля этих целей большого атомного разведывательного корабля «Урал» проекта 1941, оснащенного двумя реакторами КН-3, или выведенных из боевого состава АПЛ. Даже в болеепоздний период (например в 2006 году) эксперты предлагали использовать в качестве ПАТЭС атомные ледоколы, выводимые из состава действующего флота.

В 1991–1994 годах Министерство по атомной энергии РФ провело серию конкурсов с цельювыявления наиболее перспективных проектов АЭС на основе реакторов малой мощности. Первые места в области ПАТЭС заняли проекты реакторов АБВ-6 «Волнолом» в классемощности 10–50 МВт и КЛТ-40 °C в классе мощности свыше 50 МВт. В итоге последний был выбран для реализации российского проекта по созданию атомной тепловой электростанции малой мощности. Выбор обусловлен тем, что в отличие от АБВ-6 реакторная установка КЛТ-40 °C была разработана на базе реакторной установки ледокольного типа с использованиемсудовых технологий и технических решений, подтвержденных сорокалетним опытом безаварийной эксплуатации, в то время как «Волнолом» представлял совершенно новый проект, для запуска в серийное производство которого требовались значительные средства.

В 1994 году правительством РФ подписано два постановления, относящихся к строительствуПАТЭС с реактором КЛТ-40 °C в Певеке (Чукотский автономный округ): первое отражало вопросы разработки технико-экономического обоснования, а второе касалось проекта строительства и организации работ по выбору площадки. В 1996-м ФГУП «Концерн «Росэнергоатом» был определен заказчиком и оператором ПАТЭС.

Наряду с Певеком высказывались идеи по использованию ПАТЭС для решения энергетических проблем Архангельской области, а затем и всего Севера (расположив станции по маршруту Северного морского пути). Назывались и конкретные географические точки местоположения первых ПАТЭС: Северодвинск, Вилючинск (Камчатка), Певек и Дудинка (Красноярский край).Со всеми этими регионами еще до начала 2004 года были подписаны декларациио намерениях по площадкам строительства ПАТЭС. В 2006-м определено количество потенциальных регионов, где возможна эксплуатация ПАТЭС, их число достигло 11.Но в конечном итоге на сегодня планируется разместить ПАТЭС в Вилючинске.

В 2000 году ОАО «Северное машиностроительное предприятие» (СМП), Минатомом, ФГУП «Концерн «Росэнергоатом» и правительством Архангельской области была подписана декларация о намерениях по строительству головной ПАТЭС. Тогда же Минатомом выдан заказ ОАО «Малая энергетика» на строительство ПАТЭС. В 2002-м ОАО «СМП» получило лицензию Госатомнадзора РФ на строительство ПАТЭС. В том же году в федеральномбюджете на разработку ПАТЭС было заложено 130 миллионов рублей.

В 2005 году после долгих оценок и экспертиз коллегия Федерального агентства по атомной энергии окончательно утвердила проект ПАТЭС (технический проект был утвержден в октябре2002-го), оснащенной двумя реакторами КЛТ-40 °C общей электрической мощностью 70 МВт.В декабре 2005 года в рамках ФГУП «Концерн «Росэнергоатом» создана дирекция строящихся ПАТЭС, а в июне 2006-го Росэнергоатом подписал с Севмашем контракт на строительствопервой ПАТЭС. Закладка плавучей электростанции произошла 15 апреля 2007 года, тогда жеПАТЭС получила название «Академик Ломоносов». Одновременно с этим Росэнергоатом подписал с ОАО «СМП» декларацию о намерениях по строительству семи ПАТЭС.

Впрочем, в Северодвинске ПАТЭС строилась недолго. Возможно, из-за загруженностиработами по военному судостроению, а также финансовых просчетов руководства завода (аналогичных ситуаций с модернизацией авианесущего крейсера «Адмирал Горшков») завод оказался неспособным к дальнейшему строительству. Было принято решение о переносе работна ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге с одновременной передачей со стороныОАО «СМП» всего имеющегося задела по ПАТЭС. В августе 2008 года все договорыс ОАО «СМП» расторгнуты, а Балтийский завод приступил к строительству ПАТЭС в 2009-м.

Темпы строительства энергоблока сначала были весьма динамичными – уже в июне 2010 годасостоялся спуск «Академика Ломоносова» на воду, но затем из-за проблем основного акционера Балтийского завода – Международного промышленного банка, в котором «зависли» средства Росэнергоатома (а два миллиарда рублей просто «исчезли»), строительство замерло практически на полтора года и готовность станции в середине 2012-го оценивалась всего в35 процентов. И это притом что ее сдача заказчику была запланирована как раз на май2012 года. Теперь строительство предполагается завершить уже в 2016-м.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: