Сравнительный анализ эффективности маркетинговой деятельности конкурентов

ОСНОВНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ

В рыночной экономике фирмы действуют в условиях конкуренции. Обычно выделяют четыре возможные конкурентные структуры или типы рынков. Выбор маркетинговой стратегии фирмой во многом зависит от конкурентной структуры. Характеристики различных типов рынка представлены в таблице.

Маркетинговая характеристики различных типов рынка

Параметры Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция
Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Количество фирм производящих продукт Много независимых фирм; нет контроля по рынкам Наличие большого числа покупателей и продавцов, производящих сходные товары/услуги Несколько фирм, производящих товары/услуги Один продукт и одна фирма
Контроль над ценами Нет. Цены определяются рынком Влияние ограничено возможностью замены Существует влияние ценового лидера Практически полный контроль
Товарная дифференциация Нет. Продукты не различимы по свойству и качеству Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка Продаваемый товар может быть как дифференцированным, так и однородным. Нет
Лёгкость входа Относительный лёгкий вход и выход Относительный лёгкий вход и выход Трудный. Существуют значительные барьеры входа и выхода. Часто требует больших инвестиций Очень трудный
Пример Рынок ценных бумаг Рынок пива Автомобили, бензин Электроэнергия, газ

ДИАГНОСТИКА КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА

Диагноз. Распознавание, определение характера, признаков, выявление причин отклонений в состоянии конкурентной среды осуществляется с помощью диагностики, которая является средством, методом и инструментарием всестороннего исследования маркетинговых и, в частности, конкурентных отношений. Как отрасль знаний диагностика, включает в себя теорию и методы организации процессов диагноза, а также принципы построения средств диагноза, классификацию возможных отклонений характеристик конкурентной среды.

Постановка диагноза конкурентной среды должна базироваться на сравнении. Результаты диагностики необходимы для формирования маркетинговой информации и разработки политики конкуренции фирмы.

.

Таблица

Сравнительный анализ эффективности маркетинговой деятельности конкурентов

Переменные маркетинга Наша фирма Конкурент 1 Конкурент 2 Конкурент N
Продукт 1. Марка продукта 2. Разнообразие номенклатуры (ассортимента) продуктов 3. Интегральный показатель уровня качества продукта (если интегральный показатель качества не выводится, то используются ат­рибуты качества) 4. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса. 5. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характе­ризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюдже­та НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средства­ми труда, эффективность НИОКР). 6. Качество упаковки 7. Уровень предпродажной подготовки 8. Уровень послепродажного обслуживания 9. Скорость изменения объема продаж        
Цена 1. Уровень цен 2. Гибкость ценовой политики 3. Стабильность финансово-экономического положения. 4. Финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны. 5. Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок. 6. Назначение цен на новые товары        
Доведение продукта до потребителя 1. Объем реализации по разным каналам сбыта 2. Численный состав сотрудников сбытовых служб и торговых агентов, уровень их квалификации 3. Эффективность работы каналов сбыта (соотношение объема реализации с затратами по созданию и функционированию отдельных каналов сбыта) 4. Использование инструментов прямого маркетинга: • продажа по почте; • продажа по телефону и др.        
Продвижение продукта 1. Уровень рекламной деятельности: • бюджет рекламной деятельности; • виды рекламы; • используемые СМИ; • характеристика отдельных рекламных кампаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.). 2. Уровень и методы стимулирования сбыта (отдельно для работников сбы­товых служб предприятия, торговых организаций и потребителей): • ценовые скидки и наценки; • премии; • купоны; • лотереи и конкурсы; • пакетные продажи; • предоставление бесплатных образцов и др.; • размер бюджета стимулирования. 3. Использование персональной продажи (число привлекаемых торговых аген­тов, объем их продаж в общем объеме реализации, оплата и стимулирование их труда и т.п.) 4. Использование инструментов связей с общественностью (наличие спе­циального подразделения или отдельных сотрудников, осуществляющих свя­зи с общественностью, оплата и премирование их труда, используемые инст­рументы — презентации, пресс-релизы и т.п.) 5. Имидж фирмы        

Перечень вопросов можно дета­лизировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособнос­ти товаров и эффективности маркетинговой деятельности.

Конкурентная карта позволяет относительно верно определить соотношение сил на рынке и выявить маркетинговые задачи по положению фирмы в каждой ячейке матрицы, установить текущих и перспективных конкурентов, наметить рекомендации по выбору стратегии конкуренции. В табл. 2 приведены базовые стратегии конкуренции в зависимости от условий и преимуществ конкуренции.

Анализ конкурентов состоит из нескольких этапов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: