В директории «индивидуальность»

Т.Ф. Базылевич

КОНТИНУАЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

В ДИРЕКТОРИИ «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ»

(Научно-практический центр психологической безопасности индивидуальности «Акма», кафедра общей и социальной психологии Единого гуманитарного факультета МСИ-Международного славянского института. Москва)

Категория “Индивидуальность” является одной из ключевых впсихологии. Ни одно теоретическое и практическое исследование в человекознании не может эффективно реализовываться без знания законов индивидуальности. Уже стало аксиомой, что внешние причины действуют на поведение и психику через призму своеобычности индивидуальности. Однако, понимая основополагающее значение для науки и практики законов психологии индивидуальности - это понятие до сих пор часто используют как синоним индивидуальных различий, что ведет к “мозаичным” представлениям о природе данного феномена, редуцируя его содержание. Вместе с тем, целостность индивидуальности очевидна: нельзя говорить о раздвоении” индивидуальности по аналогии с общепринятым термином “раздвоение личности”.
Проблема воссоздания целостности индивидуальности - при всей ее кажущейся простоте - долгое время не поддавалась научному решению. По этому поводу известный психогенетик Дж. Хирж писал: “Экспериментальное исследование индивидуальных различий в чем-то напоминают гамлетовское “быть или не быть”. Дж. Кеттел исследовал их, Уотсон хоронил, Толмэн понимал, Трайон подчеркивал их важность. Халл сводил к минимуму их значимость для теории. Хантера они озадачивали. Скиннер и его ученики были заведены ими в интеллектуальный тупик, а авторы формальных моделей предпочитали фиксировать элементарные софизмы, чем добывать знания о них” (цит. по кн. “Роль среды инаследственности в формировании индивидуальности человека. М.,Педагогика,1988,с.3). Соответствующие категории до сих пор не получили должной определенности в науке и поэтому является излюбленным предметом дискуссий на всех академических симпозиумах. Причина нерешаемости проблем таксономии своеобразия «живой» психики – в тенденциях развития психологии, в ее специфической истории.

Официальная точка зрения на сущностные детерминанты психического развития состоявшейся личности указывала на непременный приоритет в нем воспитания, образования, среды и – в целом – коллектива и общества. Типичным для установок времен «застоя» являлся лейтмотив монографии К. Абишева (1978) относительно отсутствия пределов совершенствования нашего человека на пути приспособления к нормативам общественного идеала личности. Считалось, что у человека есть только одна базальная способность – непрерывно изменяться в требуемом обществом направлении. Поэтому проблемы реальных задатков деятельности, их реализации в способностях, одаренности, таланте, в эффективной, конкурентноспособной личности, в психосоматическом здоровье нации по сути дела «выносились за скобки» официальной науки.

Конкретные же исследования – напротив- свидетельствовали об индивидуализации признаков не только в развитии вида (как это постоянно подчеркивал еще И.И. Шмальгаузен), но и в ходе естественного становления зрелости личности. Игнорирование роли индивидуальных задатков в профессиональном становлении личности, как показано конкретными эмпирическими исследованиями (Т.Ф.Базылевич, В.Ф.Кордюков, Е.М. Борисова, Е.А. Климов др.), задерживает достижение «вершины» профессионализма (Акме) на десятилетия, если ранее специалист не подвергся сокращению из-за несоответствия профессии.

Неоднократно пытались систематизировать эту «дурную многоаспектность» с помощью легкой типологизации разнообразных субъективно отчлененных измерений, забывая, что проблема измерения – самая важная и самая трудная для психологического исследования (мысль из последнего интервью родоначальника отечественной школы психодиагностики К.М. Гуревича). Традиционные взгляды исследователей на природу индивидуальности – от Гиппократа до современных авторов - основывались на детальном изучении отдельных частей организма, индивида или личности. Как известно, таким образом анализировали, например, темперамент, телесную или нейрогуморальную конституцию, экстра-интроверсию, свойства нервной системы, параметры альфа-ритма ЭЭГ, иерархию мотивов и ценностных ориентаций личности. Многообразие связей индивидуальных различий, таким образом, на определенном этапе исследований стало необозримым, содержало множество противоречий и мешало развитию типологической науки.

Здесь уместно вспомнить принятые как у нас в стране, так и за рубежом положения школы Б.М. Теплова-В.Д.Небылицына о рациональном пути конструирования теории типологии на основе индивидуально-стабильных, конституциональных, природных, генотипичных характеристик (замечу, что изучаемые связи не обязательно должны быть линейными, а скорее апроксимируются таксономичными, системными, одно-многозначными и много-многозначными отношениями -Т.Ф.Базылевич, 1983-2008).

Совсем недавно совмещение данных сфер, рассматриваемых как дизъюнктивные, в едином тезаурусе было бы невозможным и как бы предосудительным. Происходящая сегодня своеобразная революция в гуманистическом человекознании наиболее рельефно отражается в системном рассмотрении единства (интегративности, целостности) индивида и личности в субъекте психической деятельности. Такой ракурс даже традиционных проблем показывает континуальность составляющих живых (органических) систем (А.В. Брушлинский). Связность составляющий функциональных органов деятельности особенно явственно проявляется в условиях стабилизации развития субъект-объектного взаимодействия, например, при характерной для акмеологии фиксации высокой «планки» будущих результатов или же – в условиях монотонии- высокой вероятности достижения будущего результата при сформированности стратегии решения задачи.

Включение в сферу дифференциальных исследований (имеющих дело с «латентными переменными», «размытыми» множествами в составе субъектных свойств человека) вектора «Индивидуальность» не является данью времени, а отражает сущностные тенденции развития человекознания. Здесь неоднократно показан тот факт, что характерное для современного социума повышение уровня «планок» психического развития прямо связано с усилением детерминистических влияний на компоненты жизнедеятельности со стороны индивидуального и личного. Подобные факты требуют объективной оценки интегративности характеристик индивида и личности в субъекте психической деятельности (которые в гносеологическом плане обычно рассматриваются как достаточно ортогональные стадии формирования психики).

Поставленная в докладе проблема наиболее логично может быть проработана при вычленении в конкретном эксперименте реальных паттернов свойств индивида и личности в структуре целостной индивидуальности, которые ежесекундно опосредствуют контур регуляции текущей деятельности (См. исследования индивидуально-типологических особенностей произвольности в структуре целостной индивидуальности: Т.Ф. Базылевич, 1983-2007). При этом должны быть четко определены субъектные координаты развития деятельности, что наиболее четко прослеживается в общей акмеологии - при высокой субъектной «планке» планируемой результативности личностного развития (См. монографию «Дифференциальная акмеология, РАГС, 2007, ч. 1). Конкретные исследования, выполненные в русле таких работ, со всей очевидности показывают, что регуляция субъекта естественно развивающейся деятельности (а не статичного индивида в электродах или с присосками на глазу) определяются не отдельными симптомами, а их типологическими синдромами, обусловленными эволюционно-системными законами формирования психики.

Познание законов опосредствования психического развития (в частности, речевого, профессионального) синергией субъектных свойств помогает активизировать проработку таких остроактуальных социально важных проблем, как гармоничность сочетания генетических предпосылок и средовых влияний в формировании психики, оптимальность реализации задатков способностей, одаренности, таланта человека, раскрытие его креативности, творческости, гениальности (Базылевич с соавт. 1994-2008).

Подводя итоги представленного цикла работ, отметим следующие моменты, наиболее важные в изучении системотехник и методов изучения гармоничной целостности индивидуальных различий. При этом ценную информацию дает континуально-генетический (недизъюнктивный) метод исследования оптимального развития человека как субъекта. По - А.В. Брушлинскому, непрерывность (недизъюнктивность) психического как процесса в отличие от технических систем означает, что все его компоненты онтологически нераздельны, но объективно различны. Континуально-генетическая логика нацелена на непрерывность процесса взаимодействия субъекта с объектом, где целостная индивидуальность опосредует психическое развитие. На современном этапе и в будущем особое значение приобретает тенденция к комплексированию и интеграции научных знаний. Для психологии индивидуальности это означает необходимость понять работу механизмов психического в связи с индивидуализацией познавательных процессов, а также как элемент поведения и инструмент общения людей, как сторону личности человека.

Совмещение в психологии целостной индивидуальности ранее непересекающихся в научном мышлении стратегий исследования позволяет рассмотреть фиксируемые в деятельности синдромы индивидуальности развивающегося человека в составе внутренних условий его взаимодействия с миром, которые опосредствуют влияние внешних причин. Экологическая парадигма исследования анализирует индивидные свойства личности в неразрывной связи с ситуацией развития жизнедеятельности человека. Результаты используются для решения проблем теоретической психологии и для реализации научно обоснованного индивидуального подхода в практической психологии. При этом начали решаться вопросы трансформации проблем несистематизируемой множественности индивидуальных различий в системотехнику изучения целостной индивидуальности в поведении.

В заключении (послесловие вместо предисловия) приведу поразившие меня пророческие прогнозы классиками человекознания отмеченных в сообщении тенденций развития дифференциальных разделов общей психологии. (Я позволю себе без комментария привести только соответствующие цитаты. Цит. по кн. А.В. Либина «Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций» - М.,2006, с. 4). «Дифференциальная психология не является лишь одним из измерений особенного (в человеке). Предметом ее исследования служит сама целостная Индивидуальность как существующая эмпирическая реальность». William Stern (1911). «Успехи в изучении индивидуально-психологических различий в значительной степени зависят от разработки общепсихологической теории…» Б.М. Теплов (1960). «Возможно, в следующем столетии мы вновь обратимся к смелой и научно необходимой попытке создать единую систему объяснения поведения, базирующуюся на количественных соотношениях нескольких достаточно определенных переменных». Hans Eysenck (1997). «Перед нами открывается необозримый горизонт наблюдений и опытов. Психологи получат наконец общую прочную основу, естественную систему изучаемых ими основных явлений, в которых легче будет им разместить бесконечный хаос человеческих переживаний». И.П. Павлов (1933). «Данные дифференциальной психологии, таким образом, должны помогать выяснению основных механизмов поведения». Anna Anastazi (1994).

ЗАЯВКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: