− Первый пункт плана помогу вам выполнить я. Раскрою вам один исторический секрет, а вы внимательно его послушайте. Когда-то наши буквы Ж, Ш − были мягкими, поэтому после них писали в соответствии с произношением букву И. А буквы Ч, Щ – были твердыми и после них писали букву А. Сейчас же буквы (как мы помним) Ж, Ш – всегда твердые, но по старой традиции после них пишут букву И. И после букв Ч, Щ (всегда мягких) – пишутся А, У.
− Вы узнали секрет. В чем он состоит?
Учитель проверяет понимание учащимися услышанного содержания.
− Первый пункт плана выполнен. Что мы должны сделать дальше? (Выполнить второй пункт плана – применить секрет для выбора букв.)
− Для того чтобы ваша работа по выполнению второго шага плана была успешной, я вам предлагаю воспользоваться опорной схемой.
Шаги для определения гласной (Д−5)
Задумайся, какая гласная Примени правило Выбери гласную |
Учитель организует дальнейшую работу в трех группах. При необходимости учащиеся повторяют правила работы в группах. У каждой группы на парте по одной карточке с буквосочетаниями. Учитель дает инструкции для выполнения задания: используя шаги для определения гласной, заполните пропуски подходящими гласными буквами, графически объясняя свой выбор.
|
|
Ж… – Ш… |
Ч… – Щ… |
Ч… – Щ… |
После ответов на доске выводится эталон для проверки (Д–6):
Ж И – Ш И |
Ч А – Щ А |
Ч У – Щ У |
− Что у нас по плану дальше? (Делаем вывод.)
– Дети хором повторяют эти буквосочетания:ЖИ – ШИ – пиши с И, ЧА – ЩА – пиши с А, ЧУ – ЩУ пиши с У.
– А где мы можем проверить, правильный ли мы вывод сделали? (В учебнике.)
– Правильно! Откроем учебник на странице 91. Давайте прочитаем правило все вместе.
Учащиеся продолжают работать в группах. Далее представитель от каждой группы объясняет правописание двух слов. Таким образом, каждая группа озвучит каждое из трех изучаемых на данном уроке правил. При ответе дети пользуются алгоритмом.
Образец устного ответа:
Ж (и / ы) знь. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И.
Ш (и / ы) ло. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЖИ – ШИ пиши с буквой И, выбираю гласную И..
Ч (а / я) йка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А.
Площ (а / я) дка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧА – ЩА пиши с буквой А, выбираю гласную А.
Ч (у / ю) до. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.
Щ (у / ю) ка. Задумываюсь, какая гласная, применяю правило ЧУ – ЩУ пиши с буквой У, выбираю гласную У.
В результате в тетрадях должно быть записано:
ж изнь
ш ило
ч айка
пло ща дка
ч удо
щу ка
− Давайте отдохнем. Физкультминутка.