Свадебный обряд (подготовка и первый день) Свадебный обряд (поэтика обрядов второго дня)

Поясните композицию свадебного обряда в целом, и его эпизодов: сватанье, баня, первый день, второй день и, где это бывает — третий день.

Образная система сватанья. Кем предстаёт жених и кем невеста? Отношения сватов и родителей невесты. Роль невесты в сватанье. Плачи невесты, их поэтика.

Когда происходит банный обряд? Почему девушки прощаются с невестой именно в бане. Вспомните роль бани в новогодних и родильных обрядах. Посмотрите, что происходит, когда невеста идёт в баню. Кто моет невесту? Как ведут себя невеста, подруги и старшие родственники во время мытья невесты? В чем символика обряда обмывания тела и в каких ещё обрядах оно обязательно? Какие мотивы в связи с этим появляются в словесной ткани плачей невесты.

Проанализируйте плачи невесты в первый день свадьбы. Как изображается в них невеста, а как жених. Посмотрите, как изображается жених в других свадебных песнях. Почему столь явственно заметно их сходство с фабулой волшебной сказки? Вспомните, как возникла волшебная сказка, и чем является свадьба. Укажите единые истоки их генезиса.

Рассмотрите обряд выкупа княженецкого места. Почему жених и невеста во время свадьбы именуются князем и княгиней. Посмотрите, как именуются жених и невеста в библейской Песне Песней.

Поэтика корильных и величальных песен. Почему одним участникам свадебного действа поют величальные, а другим корильные песни. Принципы построения положительных и отрицательных образов персонажей.

Символика девичьей косы. Порядок её расплетания. Словесное отражение обряда в свадебных песнях. Женская прическа и одежда. Символическое значение их.

Возвращение молодоженов после венчания в дом жениха. Встреча их родителями и гостями. Поэтика песен и символика действий.

Первая брачная ночь. Отношение к действенности и символика оповещения о девственности невесты.

Второй день - празднование в доме невесты. Бужение молодых. Поиск «ярочки» или «тёлочки». Обязательные персонажи свадебного ряжения и их функции в обряде. Театральность действий ряженых. Назначение «охальных песен» или «похабных частушек». Когда они запеваются, а когда должны быть прекращены? Величальные и корильные песни. Проводы невесты в дом жениха (второй или третий день).

А. Олеарий о свадебном обряде в XVII веке.

Сравните композицию средневековой, традиционной и современной свадьбы. Что осталось в полной мере. Что добавилось? Что сохранилось редуцированным? Что исчезло совсем? Объясните, почему одни эпизоды остались, другие вытеснены новыми, третьи исчезли?

Литература:

Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск, 2003. С. 193 — 198. (гл. XL О браках русских и о том, как они справляют свадьбу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: