4. Служение - это жизненная сила. А не просто любимое дело.
5. Отстраненность. Потребность в уединении. Могут спокойно и безболезненно переносить одиночество. Любят одиночество. Они обладают способностью к концентрации, которая порождает:
- умение забывать о тревогах, волнении.
- отрешенность (даже в критических ситуациях люди не страдают бессонницей). Отстраненность может стать причиной затруднения в его общении с обычными, нормальными людьми. Сам принимает решение и сам прокладывает дорогу в жизнь.
6. Автономия (независимость от культуры и среды). Главные мотивы: не дефицитарные потребности (которые находятся в самом низу иерархии), а мотивы роста. Эти люди почти не зависят от влияния обстоятельств, от др. людей, от культуры в целом. Независимость от среды означает устойчивость перед лицом неблагоприятных обстоятельств.
7. Свежий взгляд на вещи. Обладает способностью постоянно радоваться жизни. В их восприятии всегда свежо и наивно.
8. Мистические и внешние переживания. В переживании самоактуализации человека нет божественного промысла или влияния каких-либо сверхъестественных сил. Эти переживания имеют под собой естественную природу.
|
|
9. Чувство общности. Самоактуализирующийся человек ощущает себя членом большой
семьи, воспринимает людей. Как своих братьев. Именно потому, что он любит их, их
недостатки и глупости его огорчают, и даже выводят их себя, прощает людям их слабости, так
как понимает, что других братьев у него нет.
10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующийся человек способен
полностью забыть о своих проблемах, он сливается с близкими ему человеком, растворяется в
нем, становится его частью. Одно из непременных условий: соответствие партнера. У него
очень мало друзей. Высокая требовательность к качеству отношений.
11. Демократический характер. Общаются с другим человеком не зависимо от уровня образования, политических убеждений, цвета кожи и т.д.
12. Умение отличать средство от цели. Самоактуализирующиеся люди - это люди целеустремленные, но это не значит что для достижения цели они могут использовать любые средства.
13. Философское чувство юмора. Не когда не будет смеяться и улыбаться над плоскими шутками, которые высмеивают поведение другого человека. Самоактуализирующийся человек любит легкий юмор, с оттенком грусти.
14. Креативность - это способ мировосприятия, взаимодействия со средой.
Самоактуализирующийся человек в любой акт вносит элементы творчества.
15. Сопротивление культурным влияниям. Самоактуализирующийся человек существует в
рамках конкретной культуры, и в то же самое время он сопротивляется ее влиянию, в какой-то
степени он отчужден и не зависим от нее. Мода, стиль, прически - это не существенные вещи
для самоактуализирующегося человека. Самоактуализирующиеся люди спокойно и
равнодушно принимают культуру, в которой они живут и постоянно трудятся во имя ее
совершенствования. Они не противопоставляют себя обществу и не борются с ним, они
чувствуют себя частью этого общества и стараются сделать лучше. Но если она потребует
перешагнуть через себя, то человек может снять с себя маску приличий.
|
|
Тема: Феноменологическая теория личности К. Роджерс (1902 - 1987) План:
1. Актуализация и «Я» концепция в теории К. Роджерса.
2. Основные условия личностно-центрированной терапии (на следующей лекции).
Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно довлело над ним тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что — то выльется, пришлось довольно долго.
Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей. Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разного рода сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности.
Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, — писал он, — меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, по счастью, я не встречался тогда с психиатрами» (Rogers. 1980. Р, 30).
И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию (Rogers. 1967). Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.
Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо. Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теории и метод психотерапии.