В своем последнем сочинении «Законы» Платон продолжает теоретический поиск совершенного государства, значительно поправляя и конкретизируя первоначальный проект как с точки зрения организации власти и управления, так и особенно с точки зрения законов и законодательной деятельности. Свой идеал «второго по достоинству» государства он выводит из рассуждения о двух основных («материнских») видах государственного устройства — монархии, которая достигла высшего развития у персов и привела их к гибели, и демократии, достигшей высшего развития в Афинах и ведущей греков к гибели. Лучшее государственное устройство, по Платону, это синтез монархии и демократии, предполагающий совмещение умеренной власти правителей и умеренной свободы граждан. Тогда наступит общее благополучие.
Более конкретно это государство Платона выглядит следующим образом. Оно небольшое, как и положено городу-государству. Состоит из четырех классов в соответствии с имущественным положением граждан, количество которых составляет 5040 человек. Земля, являющаяся собственностью государства, делится на 5040 участков, передающихся по наследству.
|
|
Во главе государства стоит коллегия правителей из 37 человек. Это старейшие и наиболее рассудительные граждане, которые руководствуются не своим усмотрением, как это делали философы, а законами. Выборный орган представлен народным собранием, состоящим из 360 человек — по 90 представителей от каждого класса.
Социально-экономическое устройство этого государства тоже претерпевает существенные изменения. Если в «Государстве» высшим сословиям (философам и воинам) не полагалось иметь какой-либо частной собственности, то в «Законах» признается право граждан на частную собственность средних размеров. Понимая неизбежность имущественного неравенства, Платон выступает за законодательное закрепление пределов богатства одних людей и бедности других. По егомнению, пределом бедности должна быть признана стоимость земельного надела, которым владеет каждый гражданин и который неотчуждаем от него. Пределом богатства — стоимость имущества, превышающая предел бедности не более чем в четыре раза. Если же кто-то в тех или иных обстоятельствах приобретал имущество, стоимость которого превышает эту меру, он обязан отдать избыток государству. Всё, чем владеет каждый, не считая надела, должно быть публично записано должностными лицами-стражами. Переход из одного класса в другой возможен, а в случаях изменения имущественного положения необходим.
Что касается рабов, то Платон не считал их общественным классом, и не признавал за ними каких-либо прав. Тем не менее он не разделял позицию тех людей, которые относились к рабам как к вещам, полагая, что их души лишены всего здравого. Стремясь смягчить антагонизм между рабами и свободными господами, он советовал последним быть строгими, но справедливыми.
|
|
Платон создает впечатляющую картину законодательного регулирования всей системы отношений между людьми. Видя главную задачу законодательства в обеспечении всеобщего мира, безопасности и благополучия граждан, он говорит о гражданских отношениях и законах об охране частной собственности; об отношениях, регулируемых нормами финансового права, семейного права, наследственного права. Платон рассматривает также некоторые вопросы межгосударственных, международных отношений и соответственно международногоправа.
Платон — автор учения о преступлениях и наказаниях. Причем многие формулировки «Законов» говорят о том, что в его понимании наказание необходимо не ради самого наказания, а для воспитания и перевоспитания людей. Наказания предусматриваются разные, в зависимости от тяжести преступления: битье палками, изгнание из города (государства), заключение в тюрьму, смертная казнь. Все это необходимо для того, чтобы «поселить благозаконие в душах, а ещё более дать сохранность самим законам», т.е. сделать их неколебимыми.