Открытая аудитория и ее характеристики

Открытой называется аудитория, которую видит оратор, и которая смотрит на него. (Профессиональный термин «Держать глаза!» подчеркивает особую важность этого обстоятельства). Состояние открытого общения позволяет получать «обратную связь», столь необходимую коммуникатору для коррекции своих действий, практически, немедленно, в тот момент, когда он говорит. И это обстоятельство, открывая бесконечные возможности совершенствования выступления, его оттачивания на ходу, превращает речь в подготовленную импровизацию. Рассуждение вслух, которое оратор – коммуникатор предлагает аудитории, может стать гораздо точнее и ближе к истине при таком «диалоге», когда ответная реакция понятна без слов, ­ просто видна.

Правда, при условии, что и сам оратор при этом «готов учиться», что он выходит к аудитории с надеждой на общение, на реакции, которые помогут ему сработать точнее. Что он сможет подавить в себе и «соблазн лидерства» и «соблазн учительства», сможет сдержать порыв к бесконтрольному творческому самовыражению.

Замечательные возможности общения с открытой аудиторией часто остаются лишь гипотетическими возможностями. Качественная обратная связь не дается просто так, аудиторию весьма трудно побудить к общению.

Особенности и возможности открытого профессионального общения коммуникатора с аудиторией связаны с особым состоянием «людей в толпе», в массе себе подобных.

Что мешает наладить контакт, склоняет к неосознанному манипулированию?

Во-первых ­ изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению);

Во-вторых, возникающий в массе «эффект толпы», который нивелирует подлинные эмоциональные реакции и обостряет опасный момент «взаимозаряжения» эмоциями;

В-третьих, ­ пониженная критичность восприятия в массе людей (заторможенная мыслительная деятельность, как бы потеря собственного интеллектуального «я», пониженная способность сомневаться), которая еще явственней понижается в отвлекающих от рассуждений условиях «зрелища»

При таком состоянии аудитории «блокировать цензуру разума» (по выражению составителей уже упоминавшегося пособия «Спичмейкер») не составляет особого труда; манипулировать легко. Гораздо труднее, думая о пользе выступления для слушателей, а не о собственной мелкой выгоде, преодолевать мыслительную пассивность, понуждать к размышлению, к общению; в этом и состоит главнейшая задача оратора- коммуникатора.

.

См. Хайнц Леммерман, Учебник риторики, ­ М. 1997 (или последующие переиздания) Гл.1, разд. 1.2.2 («Главное о речи») и 1.2.3. («Ответственность оратора») а также Гл. 4., разд. 4.2.8 («О психологии масс»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: