Совокупность познавательных способностей составляет основу интеллекта. Интеллект — это единство познавательных способностей личности и той информации, которой личность владеет. Строение интеллекта представляет собой систему трех уровней.
Первый уровень образует совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. Это природный, невербальный интеллект. Эффективность функционирования природного уровня интеллекта в наибольшей степени по сравнению с другими, обусловленная особенностями ВНД субъекта, складывается из двух основных показателей: степени выраженности каждой познавательной способности и степени тесноты связей между ними.
В чистом виде сложно вычленить работу именно этого уровня; можно говорить исключительно о некотором превалировании или тенденции к доминированию в тех или иных случаях природной основы интеллекта, например, когда формируется симультанный образ окружающей действительности, т. е. разглядывания, вслушивания, соизмерения, сравнивания тонов, полутонов, оттенков и т. (в описании этапов формирования сенсорного образа это первая и вторая стадии: обнаружение объекта и различение, выделение в объекте отдельных признаков, т. е. до тех пор пока не включались перцептивные действия), когда субъект запечатлевает, непосредственно и непроизвольней запоминает и воспроизводит, а также когда имеет мест мышление «до слов», догадка, внезапное озарение, венное понимание, т. е. инсайт, творчество. Кроме того, этонепроизвольное, непреднамеренное оперирование вторичными образами: поворачивание, переворачивание, трансформация старых образов и возникновение новых при отсутствии сознательной регуляции этого процесса. Наконец, это неосознаваемая концепция психической активности чем-либо. Кроме того, именно на этом уровне необходимо искать истоки интуиции.
Природным уровнем интеллектуальной активности трудно управлять. Природный интеллект проявляется в юморе, неожиданных метафорах, новых идеях, поворотах мысли и т. д. Качественное своеобразие природного интеллекта в поведенческом и деятельностном планах проявляется разнообразно: от инсайта конструктора до мгновенного схватывания гармонии, смысла, индивидуальности или дисгармонии художественного образа, картины художником и т. д.
Второй уровень интеллектуальной активности обусловлен появлением системы операционных механизмов познавательных способностей. Эффективность этого уровня интеллектуальной деятельности будет различной в зависимости от того, в каком виде субъект вплетает информацию в свой опыт: в виде понятий, образов, ассоциаций, с помощью конкретных примеров и т. д. Поэтому второй уровень интеллекта представляет собой единство операционных механизмов и той системы репрезентаций, которой владеет данный субъект. Продуктивность второго уровня интеллектуальной активности (вербального, понятийного, логического интеллекта) определяется следующими показателями:
• разнообразием способов обработки информации;
• степенью владения ими или каким-нибудь одним;
• широтой и глубиной репрезентационной картины личности (картины мира личности), т. е. уровнем организации знаний субъекта;
• характером доминирующего уровня обработки информации: понятийного, ассоциативного, образного, наглядного или др.;
• удельным весом «участия понятий» в процессе репрезентации новой информации личностью.
Третий уровень интеллекта составляет регуляция интеллектуальной активности. Каждый известный способ обработки информации имеет свою структуру, которую можно описать системой действий: целеполагания, ориентировочных, принятия решения, антиципации, планирования, контроля, оценки и коррекции. Это внутренняя регуляция, которая составляет ядро регуляции активности. Внутренняя регуляция включается благодаря внешней: потребностям, мотивам, чувству долга, Я-концепции, волевым качествам, эмоциональным реакциям. Система разного рода побуждений личности и интеллектуальной активности и действий внутренней регуляции познавательных способностей составляет третий уровень интеллекта. Если точкой отсчета развития второго уровня интеллекта можно считать появление обобщений (как следствие развитие мышления и речи), то принципиальным моментом для развития регулирующего уровня интеллекта является развитие познавательных способностей как систем функциональных и операционных механизмов. По мере развития структуры операционных механизмов совершенствуется и регуляция интеллектуальной активности, превращаясь в саморегуляцию. Развитие и формирование третьего уровня интеллекта обусловлено характером взаимодействия внешней и внутренней регуляции, базирующегося на двух факторах: а) рефлексии субъектом своих познавательных процессов и результатов поведения в целом; б) выработке субъектом собственных критериев, показателей, ориентиров интеллектуальной деятельности.
Третий уровень интеллекта — образование, которое одновременно и динамизирует, и стабилизирует интеллектуальную активность. И то, и другое зависит от силы, развитости и степени соответствия внешней и внутренней регуляции. Следствием гармонизации внешней и внутренней регуляции является интеллектуальная интенция как некая глубинная направленность субъекта на определенную идею или объект. Экспериментально показано, что в процессе формирования интеллектуальных интенций определяющую роль играет актуальное состояние мотивационной сферы личности. Таким образом, регулирующий слой интеллекта представляет собой некую атмосферу взаимоотношений познавательных способностей личности и той картины репрезентаций, которая вмещает разнообразные семантические структуры, состоящие из понятий, образов, признаков, эмоций, предметов, жестов и т. д. Итак, интеллект — это динамичная, открытая, «непредсказуемая» система познавательных способностей и хранящейся у человека информации. Эта система развивается при непрерывном взаимодействии личности с окружающим миром. Строение интеллекта можно описать взаимодействием и взаимообусловленностью трех уровней: природного, вербального и регулирующего (см. схему).
3. | Регулирующие механизмы познавательных способностей | Картина мира личности | |||||
2. | Операционные механизмы познавательных способностей | ||||||
1. | ФМ перцептивных сп. | ФМ мнемических сп. | ФМ мыслительных сп. | ФМ аттенционных сп. | ФМ имажитивных сп. | ФМ сп. представления | |
Примечание: ФМ — функциональные механизмы; сп. — способности
Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Выделяют следующие типы интеллектуальной активности: инсайтники, логики, эрудиты, творцы, регуляторы (тип, характеризующийся доминированием третьего уровня интеллекта).
Инсайтники характеризуются доминированием природного интеллекта, довербальным мышлением. Успешно «мыслят руками», менее успешно перерабатывают информацию. Как правило, наблюдательны, внимательны к деталям, апатичны. Слабо управляют интеллектуальной активностью. Могут быть эффективны во всех видах деятельности, где необходимо наглядно-действенное мышление.
Логики — доминирование второго уровня интеллекта. Ярко выражена логическая обработка информации. Быстро, надежно и точно осмысливают любую информацию. Совершают мало ошибок. Умеют рассматривать проблемы со всех сторон. Успешно работают с цифрами. Хороши на управленческих должностях, в качестве руководителей. Умеют убеждать, доводить свои мысли до подчиненных.
Эрудиты — доминирование второго уровня интеллекта за счет количества знаний. Обладают развитой памятью, которая является ведущей способностью данного типа интеллектуальной активности. Они хороши на преподавательских должностях, в музейном, библиотечном, театроведческом деле; успешны в качестве литературных редакторов и критиков.
Творцы — доминирование природного интеллекта при заметном развитии других уровней. Способны продвигаться в предмете деятельности, в ее содержании. Ищут новые пути реализации деятельности. Редко бывают успешными на управленческих должностях. Эффективны в любой деятельности, которая сопряжена с экстремальными требованиями, с необходимостью поиска новых путей. Хороши в адвокатской практике, журналистском деле, наиболее успешны в диалоге с сильным менеджером.
Регуляторы — доминирование третьего уровня интеллекта. Успешны во всех видах деятельности сферы «человек-человек». Отличаются взвешенностью решений. Умеют управлять собой, собственными эмоциями и ситуацией. Отличные руководители и менеджеры.
Рассмотренные примеры типических проявлений интеллектуальных процессов со всей очевидностью показывают, что для реализации любой деятельности необходимы не только способности, но и личностные качества.