Коррекция психических процессов

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает.

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

· внешние факторы -определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;

· внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

· для детей до года самое важное – общение внутри семьи. после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе.

· от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.

Социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося поведения в ДОУ. Проводить занятия нужно в отдельном помещении, так как детей ничего не отвлекает, они ведут себя более послушно и дисциплинированно;

Учитывать индивидуальные особенности: тревожных и застенчивых детей постепенно привлекать к общению и взаимодействию;

Никогда не заставлять детей участвовать в играх, если они не хотят, нужно постараться их заинтересовать, поиграв с детьми сначала в те игры, которые хотят они.

Лучше чередовать подвижные и спокойные игры, чтобы дети могли выплеснуть свою энергию.

Социальный педагог должен демонстрировать неагрессивное поведение, любить детей, быть активным, творческим, уверенным в себе человеком, на которого дети могли бы равняться.

Социальный педагог должен следить за тем, чтобы дети не участвовали в парных играх с одними и теми ребятами, а стремится к тому, чтобы научить их взаимодействию со всеми детьми.

Чаще хвалить детей, использовать телесный контакт, обращаться к ребенку по имени;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: