Тема7 Роль наследственности в формировании здоровья человека. Генеалогический анамнез.
1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):
В ходе занятия студент должен
знать: определения медицинской и клинической генетики, характеристики геномного и протеомного здоровья, понятия «генофонд человека», «генетический груз», основные достижения и новые направления молекулярной медицины; механизмы, обеспечивающие генетический контроль гомеостаза, условия формирования мультифакториальных заболеваний, вопросы профилактики наследственных и врожденных заболеваний
уметь анализировать и оценивать индекс генеалогической отягощенности.
В ходе самостоятельной работы студент должен
обратить внимание: на методику составление родословной, на основные позиции первичной и вторичной профилактики наследственных болезней.
2. ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа
3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".
|
|
4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:
1. Проверка посещаемости - 2 мин.
2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.
3. Перерыв – 10 мин
4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.
5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Роль наследственности в формировании здоровья человека» -15 мин.
6. Перерыв – 10 мин.
7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.
8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.
5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:
Вопросы для самоподготовки:
- Что изучают медицинская генетика и клиническая генетика?
- Чем обусловлены быстрые темпы развития медицинской генетики?
- Перечислите основные понятия структурной геномики.
- Какие механизмы обеспечивают генетический контроль гомеостаза?
- Перечислите показатели геномного здоровья.
- Что такое генофонд человека и что для него характерно?
- Дайте понятие генетического груза, его объем и структура.
- Назовите структуру общей заболеваемости населения.
- Что включает протеомное здоровье человека? На чем оно базируется?
- Перечислите основные понятия протеомики.
- Назовите основные достижения молекулярной медицины.
- Какие новые направления молекулярной медицины развиваются в настоящее время?
Как в своей практической деятельности врач может оценить наследственность пациента?
14. В чем заключается первичная и вторичная профилактика наследственных болезней?
15. В чем заключается периконцепционная профилактика?
|
|
Содержание:
Наследственность и здоровье, наследственность и патология. Понятия «генофонд человека», «генетический груз». Хромосомные болезни, моногенные болезни: общие вопросы. Мультифакториальные болезни: наиболее распространенные. Общие и частные механизмы реализации наследственной предрасположенности. Генеалогический метод. Методика составления родословной. Профилактика наследственных болезней. Основные достижения молекулярной медицины.
Проблема здоровья человека теснейшим образом связана с генетикой. Врачи часто задаются вопросом, почему одни люди заболевают, а другие при тех же или даже худших условиях остаются здоровыми? Ответ на этот вопрос заключается в генах, влияющих на здоровье человека от его рождения и до смерти.
Организм, его органы, ткани и системы – продукт взаимодействия генома и внешней среды. Естественно, что наиболее драматично эти взаимодействия разворачиваются на ранних стадиях онтогенеза, включая антенатальный и ранний постнатальный периоды развития. Не случайно именно на этих стадиях не только реализуются унаследованные дефекты генома (генные и хромосомные мутации), но организм обнаруживает особенно высокую чувствительность к неблагоприятному действию факторов внешней среды.
В последние годы наблюдаются быстрые темпы развития медицинской генетики.
Медицинская генетика – раздел генетики человека, посвященный изучению роли наследственных факторов в патологии человека, закономерностям передачи из поколения в поколение наследственных болезней, разрабатывает методы диагностики, лечения и профилактики наследственной патологии, включая болезни с наследственной предрасположенностью. Основной раздел медицинской генетики составляет клиническая генетика, изучающая этиологию и патогенез наследственных болезней, характер наследственного предрасположения, а также различные методы их диагностики, лечения и профилактики.
Основные вопросы, на которые отвечает клиническая генетика:
- что у больного (диагноз)
- как ему помочь (лечение)
- как предупредить рождение больного потомства (прогноз и профилактика)
Наследственными называются болезни, этиологическим фактором которых являются мутации. Когда болезнь развивается у лиц с определенной генетической характеристикой под влиянием факторов окружающей среды, то в таких случаях говорят о болезнях с наследственной предрасположенностью.
Термин «наследственные болезни» неадекватен термину «врожденные болезни». Под врожденными понимают состояния, которые существуют при рождении. Они м.б. обусловлены наследственными и ненаследственными факторами. (ВПР при ВУИ). В то же время не все наследственные болезни являются врожденными (около 50%). Большинство наследственных болезней проявляется с рождения, однако имеются заболевания, которые манифистируют даже после 40 лет (например, хорея Гентингтона и др.). «Семейные» болезни также м.б. наследственными и ненаследственными.
Любые проявления жизнедеятельности организма являются результатом взаимодействия наследственных и средовых факторов. Факторы внутренней среды – это в конечном счете результат взаимодействия генетических и средовых факторов в онтогенезе, т.к. уровень гормонов, особенности обмена веществ, иммунологические реакции – все это исходно определяется функционированием соответствующих генов. Наследственные факторы, определяющие основу внутренней среды организма, принимают самое непосредственное участие в формировании патологических процессов, выступая или в роли этиологического фактора, или участвуя в патогенезе заболевания.
Причем, следует обратить внимание на то, что когда врач констатирует клинические проявления заболевания – уже поздно что-либо изменить. Возможно только нивелирование последствий нарушенной цепочки гомеостаза. Задача же любого врача – научиться предупредить заболевание либо патологическое состояние, а следовательно искать нужно у самого начала – в нарушениях обмена ферментов или структуры генов.
|
|
Общие положения и понятия
Многоклеточный организм человека – это 1015 клеток, формирующих 264 типа тканей, органы и системы.
Клетка – это структурно-функциональная единица организма. Ее cтруктурными компонентами или «строительными материалами» являются макро- и микромолекулы полинуклеотидов и нуклеотидов, полипептидов и пептидов, полисахаридов и моносахаридов, липидов и их элементов (фосфолипиды, жирные кислоты, холестерин), а также вода и ионы металлов с переменной валентностью.
Гомеостаз клетки и организма – это постоянство внутренней среды или результат совместного действия генотипа и факторов среды в процессе онтогенеза, т. е. гомеостаз генетически детерминирован.
Генетический контроль гомеостаза обеспечивают:
1. Главные регуляторные и защитные системы организма: нервная, эндокринная и иммунная.
2. Ферментные системы органов и тканей: печень (например, цитохром Р450), селезенка (например, глутатион-зависимые ферменты), почки, кожа, слизистые оболочки.
3. Ферментные, фосфолипидные и другие системы клетки, например, системы репарации ДНК.
Эти системы контролируют метаболизм:
- элементарные реакции в клетке (превращение энергии, пассивный транспорт веществ);
- сложные реакции на внутриклеточном, межклеточном, органном и организменном уровнях (норма реакции, активный транспорт веществ, нервная и эндокринная активность, иммунный ответ, работа мышц, сердца и сосудов, умственная деятельность и т.д.).
С генетической точки зрения все болезни в зависимости от относительной значимости наследственных и средовых факторов в их развитии можно разделить на 4 группы: