Введение. В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием

В настоящее время мировая тенденция образования предполагает переход процесса обучения на новый технологический уровень с обязательным использованием информационных технологий (ИТ). Использование ИТ позволяет решать следующие задачи:

· повышает качество и эффективность обучения;

· сокращает время изучения предмета;

· значительно расширяет информационную базу обучения, позволяет использовать ресурсы Интернета;

· открывает доступ к первоисточникам;

· обеспечивает обучение в индивидуальном режиме, т.к. время, место и продолжительность занятий устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств;

· использование компьютера в процессе обучения позволяет проводить обучение в интерактивном режиме;

· значительно укрепляет различные межпредметные связи, позволяя проводить интегрированные уроки;

· значительно повышает интерес обучающихся к изучаемой дисциплине.

Одной из конкретных форм применения ИТ является разработка обучающимися рефератов и докладов по изучаемым дисциплинам с использованием Интернета и текстового редактора Word.

Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний учащихся по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы. Одна из главных задач написания рефератов - более глубокое изучение отдельных тем и проблем по какой-либо учебной дисциплине.

Реферат, доклад, как и любой документ, пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами.

Основные правила написания и оформления докладов, рефератов с использованием текстового редактора Word

Написание рефератов традиционным способом уходит в прошлое. Применение мультимедийных технологий и огромные возможности Интернета позволяют сделать написание реферата более динамичным и ярким. Система гиперссылок на различные сайты позволяет учащимся самостоятельно выбирать материалы для своей работы.

Выбор темы доклада, реферата.

Работа над рефератом начинается с выбора темы из списка, предложенного преподавателем данного предмета. Преподаватель – предметник помогает также разработать план, подобрать первоисточники и необходимый материал для реферата, консультирует учащегося по содержательной части реферата. Преподаватель также контролирует выполнение требований, предъявляемых к реферату со стороны данного предмета:

· актуальность темы;

· соответствие содержания теме;

· глубину проработки материала;

· правильность и полноту использования источников;

· соответствие оформления реферата стандартам.

Учащийся представляет реферат преподавателю в электронном виде, что позволяет оперативно корректировать содержание в соответствии с замечаниями преподавателя.

Содержание и структура доклада, реферата.

Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность.

Основная часть — точка зрения автора на основе анализа источников по данной проблеме. Реферат подразумевает точное, краткое логическое изложение материала, соблюдение единого литературного стиля изложения.

Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части.

Глоссарий словарь основных терминов и понятий.

Список используемой литературы и адреса используемых электронных ресурсов (сайтов, Интернет-порталов, электронных библиотек).

Объем реферата должен составлять не более 8-10 страниц машинописного текста.

Оформление доклада, реферата

Текст реферата и титульный лист печатается шрифтом Times New Roman, обычный.

Размер шрифта 12—14 пунктов; интервал между строк: 1,5; размер полей: левого — 30 мм, правого — 1,5 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив. Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3».

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.

Титульный лист доклада, реферата, оглавление

Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата, доклада без слова «тема» и кавычек.

Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по истории).

Еще ниже, по правому краю титульного листа, указывается ФИО обучающегося, индекс группы. Строкой ниже — ФИО и должность преподавателя.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Приложение 1.

Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Оформление списка используемой литературы

Список литературы должен содержать актуальные источники, с точным указанием автора и года издания. Источники указываются в следующем порядке:

законодательная литература, если есть;

основная и периодическая литература;

интернет-источники.

При работе над докладом, рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.

Технология работы над докладом, рефератом

Работа над рефератом может проводиться в рамках уроков информатики при изучении темы «Текстовый редактор Word», а также других тем, связанных со структурой текстового документа и изучением глобальной сети Интернет.

На уроках информатики и ИКТ каждый обучающийся работает индивидуально над своим докладом, рефератом по данному предмету.

Требования, предъявляемые к реферату преподавателем информатики и ИКТ, позволяют на примере работы с рефератом изучить практически все приемы работы с текстовым документом:

· оформление титульного листа с использованием надстрочного (подстрочного) текста;

· форматирование абзацев;

· применение различных шрифтов и выравнивание текста;

· применение стилей оформления;

· распределение текста по колонкам;

· вставка номера страницы и колонтитулов;

· вставка формул, символов, рисунков, диаграмм;

· работа с таблицами;

· рисование с использованием средств векторной графики;

· выделение текста цветом, заливка цветом;

· вставка гиперссылок;

· форматирование заголовков и автоматическое создание оглавления.

Результаты работы над рефератом оцениваются преподавателем информатики и ИКТ. Преподаватель оценивает работу по всем вышесказанным критериям. В результате обучающийся получает оценку, что существенно повышает мотивацию его работы над докладом, рефератом.

Этапы работы над докладом, рефератом

1.Определить тему доклада, реферата можно из Приложения 2 «Список наименования тем докладов, рефератов». Составить примерный план изложения материала. С помощью поисковых систем Интернет определить источники: адреса электронных библиотек, сайтов, Интернет-порталов.

2. Оформить титульный лист по Госту.

3. Пропустить один лист для оглавления, которое будет формироваться автоматически в конце работы над рефератом.

4. Скачать материал для реферата из Интернета, Список используемых Интернет-ресурсов поместить в конце.

5. Для определения основных терминов реферата использовать интернет-энциклопедию (Википедия).

6. Удалить все гиперссылки, которые были в исходном тексте из Интернета.

7. Чтобы сделать текст более выразительным, можно использовать для текста различные шрифты и стили оформления.

8. Отформатировать абзацы, используя команду Абзац (установить красную строку, межстрочный интервал, интервал до и после абзаца).

9. Вставить в текст картинки, схемы, таблицы, диаграммы, фигуры, рисунки, формулы и т.д.

10. Вставленные объекты можно обрамить рамками различного вида.

11. Картинки и рисунки пронумеровать, используя для этого опцию Word: Рис.1, Рис.2 и т.д.

12. Дать наименование каждому вставленному объекту.

13. Работа над цветовым оформлением: использовать заливку цветом таблиц, схем, других вставленных объектов.

14. Использовать для выделения основных идей реферата различные шрифты. Оформить их разными цветами.

15. Разбить реферат на отдельные части. Озаглавить каждую часть. Первая часть – Введение. Последняя часть – адреса используемых Интернет-ресурсов. Перед списком Интернет-ресурсов поместить глоссарий – словарь используемых терминов и понятий.

16. Пронумеровать страницы, начиная со второй.

На титульной странице номер страницы и колонтитулы не ставятся.

17. Отформатировать заголовки. Сформировать автоматическое оглавление, используя пункт меню Ссылки – Оглавление. Оглавление должно состоять из заголовков разного уровня (стиля).

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: