Конфликтность личности определяется комплексным действием факторов:
· психологических (особенностей темперамента, уровня агрессивности, психологической устойчивости и саморегуляции, актуального эмоционального состояния, социально-психологических установок и ценностей, отношения к оппоненту, компетентности в общении и др.);
· социальных (особенностей условий жизни и деятельности, среды и социального окружения, общего уровня культуры и др.).
Таким образом, конфликтность личности—интегративный комплексный показатель и характеристика личности, тесно связанная с сугубо психологическими и прежде всего личностными предпосылками.
Личностные предпосылки возникновения и развития конфликтов могут иметь ситуативную или характерологическую основу.
К ситуативным предпосылкам возникновения конфликта относятся:
• неудовлетворенность актуальной потребности;
• чувство неопределенности, неуверенности;
• дезориентация;
• утомление;
• неустойчивость настроения;
|
|
• повышенная возбудимость;
• недостаточная или искаженная информированность;
• состояние внушаемости.
Причиной неблагоприятного психического состояния личности, стимулирующего конфликтность, может быть также несправедливое отношение к человеку, даже если оно непреднамеренно, неудовлетворенность работой. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему коллег, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе, склонить к нежелательным поступкам.
К характерологическим предпосылкам возникновения конфликта относятся устойчивые качества и черты характера, предрасполагающие к столкновению с окружающими, вызывающие отрицательное отношение к человеку, чувства антипатии и противодействия, которые формируются средой, являются следствием психологически неадекватного, одностороннего воспитания (например, в условиях эмоционального отвержения ребенка в семье, гипер- или гипопротекции как стиля нарушенного семейного воспитания):
• нетерпимость к недостаткам других;
• пониженная самокритичность;
• импульсивность;
• несдержанность в чувствах;
• укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к людям;
• склонность к агрессивному поведению;
• склонность подчинять себе других;
• невоспитанность;
• отсутствие внутренней духовной культуры;
• невнимание к людям;
• корыстолюбие;
• эгоизм.
Установлено, что эмпатичные люди, умеющие считаться с другими, приветливы, оптимистичны, сердечны, эмоциональны. И наоборот, люди с низкой эмпатичностью жестоки, эгоистичны, легко вступают в конфликт.
|
|
Еще одной причиной конфликтного поведения может быть стойкое стремление завоевать признание и уважение окружающих, занять более престижное и влиятельное положение в группе. Такой человек считает себя сведущим во всем, чаще всего не считается с окружающими.
10. Предпосылки формирования конфликтологических идей
Конфликтология - это молодая наука, в завершенном виде она появилась в середине ХХ в., но конфликты существовали всегда, и первые попытки осмысления конфликтов относятся к древности.
Проблема противоречия и конфликта обсуждается в трудах мыслителей Древнего мира. Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Они считали, что конфликт - не плохо и не хорошо, конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир полон противоречий: жизнь природы, жизнь богов, жизнь людей. Термин «конфликт» древние греки не употребляли, но считали, что противоречия есть, но они - не вся жизнь. Лао Дзы считал: «В сражении побеждают те, кто не любит войну. Главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие. Мир ценнее, чем война». Существует два начала мира: Ян - светлое начало мира, Инь - темное начало мира. Эти начала постоянно борются и дополняют друг друга, их сосуществование образует гармонию.
Гераклит считал, что источник конфликта - в сущности мира; «... конфликты - это универсальное свойство мира, но кроме противоре- чий в мире есть и согласие. Война - отец всех вещей, а мир - их мать. Все сущее сложено в гармонию через противообращенность». Некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность воздания общества, в котором будут устранены все противоречия и конфликты. Например, Эпикур считал, что «бедствия, связанные с бесконечными войнами, вынудят людей жить в состоянии постоянного мира». Подобные утопии обнаруживали притягательную силу и привлекали внимание вновь и вновь.
11 Основные подходы к анализу конфликтов в психологических исследованиях за рубежом: раскрыть содержание научных школ (в психоанализе, в бихевиоризме, в когнитивной психологии и др.).
На специфику зарубежных исследований конфликтов повлияли исследования социологии, политологии и психологии, так как в рамках данных научных направлений предметом исследования часто выступал конфликт.