Рождение и воспитание детей в Сознании Кришны, часть 2

Обучение в трех стихиях материальной природы За исключением тех, кто достиг уровня бхава-бхакти, поведение каждого человека до какой-то степени будет находиться под влиянием этих стихий. Чем более мы зрелы в духовной жизни, тем легче нам будет делать правильный выбор — выбор в пользу стихии благости. И на уровне совершенства мы будем действовать в чистой благости без малейших примесей страсти и невежества. Напомним, дисциплина начинается с пятилетнего возраста и оканчивается шестнадцатилетним. Обучение в стихии невежества Родители, находящиеся в невежестве, разгневаны и грубы. Они заставляют ребенка подчиняться их желаниям, но совершенно не видят, как их поступки сказываются на его сознании Кришны. Такие невежественные поступки с самого начала и до самого конца причиняют страдание и родителям, и ребенку. Решения, принимаемые такими родителями, и их последствия всегда будут неправильными. С их уст постоянно будут сходить оскорбления в адрес детей.Враждебное отношение родителей является продуктом стихии невежества.Враждебно настроенные родители добиваются своего, но за счет неуважения или игнорирования потребностей своего ребенка. В основе такого негативного, непробиваемого подхода лежит философия, что надо держать ребенка в «ежовых рукавицах» для его же собственного блага. Враждебно настроенные родители тоже предупреждают заранее, к каким последствиям может привести непослушание, но когда ребенок действительно не слушается, они нарушает все дозволенные меры и действуют грубым образом, по своей собственной прихоти. Они относится к ребенку как к другу или врагу. Когда он слушается их, они награждают его, а когда нет, то запугивают, унижают и оскорбляют. Враждебно настроенные родители могут ощущать, что у них нет выбора, и что плохое поведение ребенка заставляет их вести себя саркастически или грубо. Тем не менее, такое обучение наносит ущерб и их сознанию Кришны, и сознанию Кришны ребенка — как немедленный, так и в долгосрочной перспективе. Обучение в стихии страсти Родители, находящиеся в страсти, чувствуют себя оскорбленными, если ребенок не слушается или ему не нравятся методы родителей. Они очень стараются, но их настроение зависит от результатов. Они завидуют родителям, добивающимся лучших результатов. Они не могут понять, что в действительности будет лучше всего для ребенка, и часто пытаются добиться своего с помощью «подкупа». Вначале эти отношения сладки, но, поскольку родители пренебрегают окончательным благом ребенка, в конце концов эти отношения становятся горькими, как яд. Хотя избегать конфронтации с неправильным поведением ребенка или не реагировать на него может быть временно более легким и приятным для ума и чувств, такая неконкретная реакция с течением времени приводит к ухудшению поведения ребенка. Обучение в стихии благости Родители, находящиеся в благости, дисциплинированы, владеют собой и проявляют терпимость. Они не привязаны к результатам своих усилий и прилежно продолжают учить, невозмутимые ни при успехе, ни при неудаче. Они естественным образом знают, что должен делать их ребенок, и способны ясно объяснить ему это. Устанавливаемые ими рамки могут быть иногда для ребенка трудными, подобными яду, но в конце результаты становятся сладкими, как нектар. Единственным качеством, характеризующим взаимодействие родителей с ребенком, является конкретность. Такие «конкретные» родители дают свои наставления ребенку явным образом. Они ясно объясняют, что произойдет, если ребенок не послушает его наставлений, и они последовательно прибегают к этим мерам, если такое непослушание происходит. Хотя постоянно обращаться с ребенком конкретным образом может быть нелегко, это, тем не менее, приводит к хорошей дисциплине. Конечно же, рекомендуется обучение в стихии благости, но постоянно оставаться в стихии благости может быть нелегко. В хороший день или в течение хороших отрезков одного дня родители действуют в благости, а в плохой день они действуют больше в стихии страсти или невежества. Теперь мы опишем основные характеристики обучения в невежестве (враждебность), страсти (неконкретность) и благости (конкретность). Враждебность Враждебно настроенные родители делают прямо противоположное тому, что требуется, чтобы помочь своему ребенку обрести сознание Кришны. Их реакция на поведение детей может заставить их следовать требуемым правилам, но она будет игнорировать физические, эмоциональные и духовные нужды ребенка. Враждебно настроенные родители обычно ведут себя разгневанно, негативно сверху вниз. Их дети обычно думают: «Мама меня не любит» или «Папа считает меня ненормальной». В такой ситуации дисциплина рассматривается как мера противодействия, а не воспитания в сознание Кришны с целью формирования характера и поведения ребенка. Здесь не учитывается то, как дисциплина повлияет на отношение ребенка к сознанию Кришны. Что считается важным — это победить на «поле боя» любой ценой. Гнев, сарказм, крик, грубость — это оружия возмездия враждебно настроенных родителей. Когда враждебно настроенные родители реагируют на дурное поведение, они: 1. Принижают ребенка безоговорочным утверждением, которое оскорбляет его, но ясным образом не указывает, что они хотят. «Ну конечно, ты ничего не понимаешь! Ты же никогда не слушаешь!» «Сколько раз на дню я должен кричать на тебя?» «Тебе уже столько лет! Как ты ведешь себя!» 2. Выражают негативную оценку ребенку. «Ну ты и растяпа!» «Ну и глупо же ты поступил!» «Ты что, демон?» «Никогда в жизни я не видел такого лентяя!» «Ты понимаешь, что ты последний негодяй?» «Перестань вести себя как пятилетний ребенок!» Обычно принижение и негативная оценка выражаются сердитым тоном. Это также часто происходит в присутствии друзей ребенка. 3. Используют или угрожают чрезмерно строгими мерами. «Если ты еще так сделаешь, я тебя убью!» Или что-нибудь более законное, но неэффективное и непрактичное: «Я лишу тебя сладкого на целую неделю!» «Будешь целый день стоять в углу!» Чрезмерно строгие меры, очевидно, очень трудно применить и обычно, когда гнев враждебно настроенных родителей стихает, у них даже не остается желания к ним прибегать. 4. Реагируют грубой физической силой, дав подзатыльник, схватив ребенка за волосы или за ухо, сжав его руку и т.д. Такие негативные реакции имеют своей целью причинить ребенку неприятное, а не исправить его. Родителям, конечно же, и самим не нравится враждебность. Они будут действовать подобным образом только от беспомощности или из страха потерять контроль над детьми. Враждебно настроенных родителей ребенок очень быстро начинает считать своими «врагами». Поэтому, чтобы избежать грубых мер или конфронтации с враждебно настроенным взрослым, ребенок прибегает ко всевозможным контр-мерам: лжи, обману, притворству и т.д. Подражая поведению родителей, дети в своей среде также формируют противостоящие группы, где более слабые становятся жертвами более сильных. Драться, дразнить, задевать, принижать других — это становится типичным для детской среды. Неконкретность Неконкретность в родителях является порождением стихии страсти. Неконкретные родители не объясняют своему ребенку ясно, чего они от него хотят. Если они и делают это, то не подтверждают свои слова соответствующими действиями. Им часто бывает неприятно реагировать на плохое поведение своего ребенка. Такие родители неуверены в себе и в своих способностях, и они чувствует себя беспомощными, сталкиваясь с непослушанием. Ребенок быстро улавливает недостаток уверенности в них и пользуется этим при первом же случае. Неконкретные родители расстраиваются из-за непослушания своего ребенка. В разочаровании, с которым они сталкиваются, виноваты они сами. Такие родители не указывают своему ребенку явным образом на его неправильное поведение и не поощряют правильное. Сталкиваясь с плохим поведением ребенка, которое нужно немедленно прекратить, вместо этого они говорят: «Я хочу, чтобы ты на самом деле постарался перестать воровать» (приложи усилия). «Ты хотя бы подумал перед тем, как сделать подобную глупость» (думай перед тем как действовать). «Ну-ка веди себя лучше!» (улучши поведение). «Неужели тебе не стыдно воровать» (почувствуй раскаяние). «Чтобы я никогда не заставал тебя за воровством!» (не будь пойманным). «Ты должен усвоить, что если хочешь чего-либо, этого нельзя добиться воровством!» (научись вести себя хорошо). «Почему ты все время воруешь?» (задумайся о причинах). Эти утверждения требуют от ребенка лишь промежуточных неопределенных перемен в своем поведении. Хотя эти промежуточные задачи имеют под собой хорошие намерения, они не передают ребенку непосредственным образом то, чего хотят от него родители: «Прекрати воровать!». Неконкретные родители делают утверждения, которые описывают факт, но не объясняют, какие конкретные действия требуются от ребенка. Они могут сказать: «Ты опоздал, не правда ли?» Или они могут задать вопрос: «Почему ты опоздал?». Если неконкретные родители говорят: «Прекрати драться», — они не ссылаются на меры, которые будут применены к ребенку, если он не прекратит этого делать. Или если родители и пригрозят негативными последствиями, то они никогда не прибегнут к ним. Неконкретные родители игнорируют поведение, которого им хотелось, чтобы никогда не было. В своем желании избегать конфронтации с ребенком они не реагируют на плохое поведение, несмотря на то, что они сами уже ввели правила, запрещающие подобное поведение. Они также игнорируют и, стало быть, не поощряют позитивное и хорошее поведение своего ребенка (о поощрении мы поговорим ниже). Таким образом, неконкретные родители, чувствуя неуверенность в своих силах повлиять на поведение ребенка, не используют полномочия, которыми действительно обладают. Они позволяют ребенку спорить с ними и часто, через некоторое время, просто уступают, разочаровавшись и потерпев поражение. Цена, которую неконкретным родителям приходится платить — это непрерывная борьба со своим ребенком за то, «кто сильнее». Ребенок будет постояннно проверять своих неконкретных родителей, чтобы понять, нужно ли их на самом деле слушаться или нет. Поскольку родители не хвалят, когда он ведет себя хорошо, у него возникает очень мало желания вести себя подобным образом. Конкретность. Конкретность означает говорить вещи позитивным, четким, уверенным и простым языком. Конкретный учитель делают три вещи: 1. Он ясно и твердо объясняет ученикам основные правила и ограничения поведения. Конкретный учитель прямо указывают ученикам, когда они ведут себя неправильно. Они также прямо говорят ученикам то, как ему следует правильно себя вести. 2. Когда необходимо, он предупреждает о мерах наказания, к которым может привести плохое поведение и, если необходимо, последовательно подкрепляет свои слова действиями. 3. Он всегда должным образом поощряет хорошее поведение ученков. Следовать этим правилам может быть нелегко. Это требует от родителей усилий находиться в стихии благости. Конкретные родители реагируют на плохое поведение ребенка, ясно выражая ему свое неодобрение. Затем они объясняют ребенку, что он должен делать. «О сын Притхи, не поддавайся унизительному малодушию. Оно не подобает тебе. Вырви из сердца эту постыдную слабость и воспрянь, о герой, карающий врагов». (Бг 2.3). Родители должны следовать по стопам Господа Кришны: «Перестань бегать по алтарной. Немедленно встань и танцуй киртан вместе со всеми!» «Не проталкивайся к чаранамрите. Встань в очередь». Когда нужно, конкретные родители подтверждают свои указания соответствующими мерами. Это увеличивает их влияние на поведение ребенка. Конкретные родители знают, что меры, если их целью является помочь повлиять на ребенка, чтобы он вел себя лучше, должны быть как можно более разумными. Конкретные родители не будут прибегать к пустым угрозам, они обязательно исполнят свое обещание. Когда же ребенок ведет себя хорошо, конкретные родители быстро обращают на это внимание и выражают это ребенку. Они могут сделать это словами: «Славная работа!» или «Молодец! Так держать!» Или они могут сделать это невербально: улыбнувшись или похлопав по плечу. Простыми словами, конкретные родители обладают знанием, опытом и берут на себя ответственность за воспитание своего ребенка в сознании Кришны. Под руководством конкретных родителей в сознании Кришны ребенок ясно усваивает рамки приемлемого и неприемлемого поведения. Таким образом, у него будет возможность выбора, как себя вести, при этом полностью осознавая последствия такого поведения. Обучение в стихии благости будет естественным образом стимулировать уважение ребенка по отношению к родителям. Но просто стихия благости имеет тенденцию сопровождаться сухими и имперсональными отношениями. Если же благость родителей основана на его сознании Кришны, то тогда к взаимному уважению добавится еще и любовь, прити. Это и будет идеалом родителей, о котором говорит все молодое поколение преданных ИСККОН:строгие, но добрые. Последнее, что следует заметить: родители могут выступать в роли учителей лишь если их принимают таковыми. Поэтому когда ребенок вырастает и отказывается принимать авторитет родителей, они ничего не смогут поделать, даже обучая в стихии благости. Поэтому если родители хотят, чтобы их ребенок вырос чистым преданным, то им следует поторопиться — у них немного времени. И помните, что обучение начинается с личного примера… Сила позитивного Дисциплинарные меры будут действенны лишь тогда, когда дома царит позитивная и вдохновляющая атмосфера. Шрила Прабхупада говорил, что сознание Кришны основывается на любви и доверии. Здесь мы обсудим два практических воспитательных принципа, которые естественно вытекают из определения зрелого преданного мадхтяма-адхикари. 1. Не принимайте недостатки и ошибки детей на свой адрес или слишком серьезно. Ошибки — это естественная, неизбежная часть процесса обучения. Если атмофера раскованная и позитивная, то дети не будут бояться экспериментировать с тем новым, что они узнают. Если же над их ошибками будут смеяться, то дети не будут даже пытаться пробовать что-то новое. Любые самостоятельные усилия, в особенности непосредственно связанные с сознанием Кришны, — это огромный успех, независимо от их результата — именно в таком свете должны смотреть взрослые на самостоятельные усилия своих детей. 2. Обращайте свое внимание на поведение детей, которое вы хотите стимулировать и игнорируйте нежелательное поведение.Обусловленные души хотят внимания. Если хорошее поведение ребенка останется незамеченным, то он будет склонен полагать, что он сможет получить больше внимания, прибегая к плохому поведению. Обращайте на ребенка внимание, когда он ведет себя хорошо, и это вдохновит его продолжать вести себя так дальше. Похвала должна быть своевременной, искренней и не избыточной: «Ты уже в течение недели повторяешь 16 кругов». «Мне очень нравится, как у тебя получилось!» «Молодец! Здорово». «Я вижу, что ты стараешься». При этом следует избегать негативных «довесков» в конце похвалы, типа: «Ты хорошо прочитал сегодня джапу. Раз в сто лет» «Наконец-то ты решил вымыться. Себе же на пользу!» «Ты собрался вовремя. Не могу поверить — уже второй день подряд!» Без необходимости следует избегать грубых поощрений: игрушек, сладостей и т.д. Следует избегать поощрений (и порицаний) в сравнении с другими детьми, типа: «Ты сегодня получил больше всех пятерок. Молодец!» «Наконец-то ты обогнал Кришнадаса!» Единственное, с кем можно сравнивать ребенка, это с его собственными же результатами в прошлом: «Сегодня ты прочитал джапу быстрее, чем вчера!» «Я рад, что ты выучил еще один стих из Бхагавад-гиты» Похвала увеличивает свое воздействие, если совершается перед человеком, которого ребенок очень уважает — перед духовным учителем или каким-либо другим старшим преданным. Похвала перед сверстниками может порождать зависть, в особенности это касается всевозможных призов, дипломов и т.д (сравнение с другими). Чрезмерная же похвала может порождать гордость. Похвала может быть не только словесной, но и невербальной: улыбка, взгляд, кивок головой и т.д. Все описанные выше рекомендации являются следствиями такой характеристики преданного, как милосердие и доброта к менее продвинутым. На негативное же поведение со стороны других (гнев, зависть, жадность и т.д) Шримад Бхагаватам рекомендует реагировать лишением внимания, упекша. Это самое сильное и действенное наказание, которое может получить ребенок. Рамананда Рай говорит, что нет в мире большего несчастья, чем разлука с преданными Господа. Существует два вида негативных последствий любых поступков: естественные и логические. Естественные- это те, что сами собой вытекают из совершенного проступка. Если вы не будете поливать посаженные семена, то они не вырастут. Если вы не будете повторять джапу, вы не будете продвигаться духовно. Если вы причиняете неприятности другому человеку, то у него естественно не будет желания с вами общаться. Таким образом, лишение внимания — это естественное последствие плохого поведения. Одной из граней того же принципа является игнорирование плохого поведения ребенка и замещения его на хорошее. Например, если ребенок случайно подхватил на улице какие-то дурные выражения, не следует слишком заострять на них внимание. Можно раз спокойно объяснить, к каким естественным последствиям может привести использование этих выражений (тамогуна приводит к болезням, ссорам и т.д.). И затем просто не реагировать на них, занимая ум ребенка чем-то позитивным. В конце концов, все материальное быстро надоедает, если искусственно не подогревать это. Вообще важно не просто говорить: «не делай что-либо». Важно сказать и объяснить, что именно и как нужно делать. Мало сказать: «Не дрыгай ногой» — нужно добавить: «Скрести ноги и сиди спокойно». Мало сказать: «Не кидайся камнями», важно добавить что-нибудь типа: «кидать камешки можно только вот в эту стенку (или мишень) и только, когда вокруг никого нет». Это некоторые из следствий принципа усиления желательного поведения и игнорирования нежелательного. Иногда в дополнение к естественным последствиям можно прибегать к логическим аргументам. Например, если ребенок не делает домашнюю работу вовремя, ему придется делать это вместо прогулки. Если он сломает магнитофон, то может лишиться возможности слушать его в течение недели. Если он намусорил в комнате, то мытье полов во всей квартире два раза в день в течение трех дней может быть одним из логических последствий. Меры наказания не должны унижать достоинство ребенка, и наказание всегда должно быть справедливым. Шрила Прабхупада был в целом против телесных наказаний. Он говорил, что можно «грозить палкой, но не использовать ее». Физические наказания утверждают авторитет сильного, а не авторитет мудрого. Наказания всегда должны применяться, усиливаясь от легких к сильным. Если вы сразу прибегнете к сильным мерам, то что вам останется, если вас в очередной раз не послушаются? Ребенок должен всегда знать, за что его наказывают.И хотя расстояние по времени между проступком и наказанием должно быть как можно меньше, ребенок должен быть в достаточно спокойном состоянии, чтобы понять, за что его наказывают. Избегайте наказаний за послабления в преданном служении: за недочитанные круги, сон на лекции по Бхагаватам и т.д. Если в сознании ребенка с этими видами деятельности в сознании Кришны свяжутся отрицательные эмоции, ему вряд ли захочется делать это в будущем самостоятельно. Прибегайте к мерам вдохновления и поощрения за успех. По той же причине, избегайте использования преданного служения в качестве мер наказания: чтения дополнительных кругов, заучивания дополнительных шлок и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: