Проблемы театра – проблемы его архитектуры

«Театр для зрителя — школа культуры свободного времени, общение и совместное восприятие, парадный выход и интересные впечатления.

… Велика и существенна для театра роль архитектора. Ему приходится решать сложные задачи, связанные с искусством театра, с одной стороны, и собственные задачи — градостроительные и архитектурные, проблемы формирования города и его ведущих ансамблей, создания театрализованной городской среды, возведения красивого, удобного, прочного и экономичного здания— с другой.

…Строительство театров в нашей стране особенно развернулось после Великой Отечественной войны. Залечив нанесенные ею стране раны, советский народ буквально устремился к культуре. В 1950 и 1960 гг. проектируются десятки театров, начинается и ведется их строительство. К разработке проблем театра и его архитектуры общественность проявляет большой интерес.

Проектирование и строительство велось преимущественно в рамках традиционной схемы театра — строго симметричной осевой композиции с последовательно «нанизанными» на ось вестибюлем, фойе, залом и колосниковой сценой с высокой сценической коробкой. Авторы руководствовались СНиП и эталонными разработками, использовали унифицированную технологию оборудования. Для новых театральных коллективов периферии, для быстрого расширения сети театра это сыграло свою положительную роль. Градостроительная задача приковывала к себе основное внимание архитекторов. Строительство театра эффективно использовалось для создания в новых или для воссоздания в разрушенных городах крупных центральных общественных комплексов.

Создавая крупнейшие градостроительные ансамбли, большинство проектировщиков пошли по пути ретроспективных ассоциаций на основе классической архитектуры, позволявшей добиваться величественной монументальности, выделявшей здание из рядовой жилой застройки. Этот путь не противоречил и «технологии» театра, близкой к XIX в. Градостроительные задачи, решение которых, казалось бы, и требовало классической схемы театра, именно они и начали ее постепенно расшатывать. Ситуации в городе были разнообразны и не везде оказывалось уместным островное размещение монументального объема. Угловые участки, разнообразная направленность подходящих улиц, рельеф местности, размещение в парке, у реки, необходимость разными фасадами ответить разным градостроительным факторам — все это заставляло искать возможности сначала более робких, а затем все более решительных изменений традиционной схемы. И в поиске таких возможностей обнаружились пути одновременного удовлетворения как градостроительных, так и технологических, функциональных задач. В пределах норм за счет репетиционного зала стали создавать необходимые театральному коллективу малые студийно - экспериментальные залы, снабжая их отдельными входами. Нарушалась строгая симметрия, оживлялась композиция. Но и в пределах классической схемы применение оригинальных систем покрытий или застройка пространства над карманами в один уровень со сценической коробкой позволяли получить своеобразные объемы и силуэты театра. Особое внимание стали направлять на использование внутри театра всех возможностей для тесного контакта зрителя с действием, для вынесения спектакля в зал, для придания гибкости пограничной зоне между залом и сценой.

Спроектировано и выстроено много, выявлены разные направления архитектуры театра. Но не достигнуто многообразия по сценическому существу театрального здания. Тульский театр, Ленинградский театр юного зрителя, театр в Хабаровске, строящиеся Театр на Таганке в Москве и театр в Воронеже — вот почти и все, что выступает из обычного ряда.

Каким будет театр в будущем? Его архитектура основывается на многих критериях. В основе — существо театра, драматургия, сценография, требования режиссеров. Театральное искусство развивается быстро, а капитальные здания театров строятся долго и живут еще дольше. Архитектор должен улавливать существенные тенденции в развитии театрального искусства и смотреть вперед. Мы должны искать новые композиции, новую архитектуру, идя от сути театра.

Архитекторы призваны создавать театры, в которых будут обеспечены все условия для успешного выполнения театральным искусством своего высокого назначения, условия для всестороннего, гармонического развития личности, подлинного богатства духовной культуры».

Е. Розанов, директор ЦНИИЭП зрелищных и спортивных сооружений, заслуженный архитектор РСФСР (страница 3)

Источник: ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МОСКВА; «АРХИТЕКТУРА СССР 10/1979» - ежемесячный теоретический, научно – практический журнал. ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА ПО ГРАЖДАНСКОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ ПРИ ГОССТРОЕ СССР И СОЮЗА АРХИТЕКТОРОВ СССР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: