Теория потребности: классификация, содержание

Деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека. С внешней стороны деятель­ность регулируется требованиями производства, технологической дисциплиной, указаниями руководителей и т. д. Внутренними регуляторами деятельности являются психические процессы, свой­ства, состояния, потребности, интересы и т. д. определяются как нужда или недостаток в чем- либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организ­ма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом (внутренний побудитель активности).

В этом определении потребности стержневым моментом явля­ется указание на то, что потребности — сегмент внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потреб­ность не является структурным элементом акта деятельности, она относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.

Потребности и желания — понятия однопорядковые, но не тож­дественные. Желания отличаются от потребности.

Всякая потребность побуждает человека на действия по ее peaлизации. В этом смысле деятельность есть способ реализации побудительных жизненных сил человека в социально-значимых формах.

Базовые потребности – это всеобщие потребности, присущие всем людям: биологические, материальные, социальные и духовные потребности.

Базовые потребности состоят из множества их модификаций, дополнительных характеристик.

Такие потребнос­ти являются конкретизацией базовой потребности, характеризуют ту или иную сторону ее проявления и могут быть названы особен­ными или дополнительными потребностями.

Так, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основанием для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), по возрасту, по принадлежности к расе, к этнической общности и пр.

Внутри материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребности комфорта жилья, транспортных средств, безопасности. С

Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потреб­ность в защите прав и достоинств личности и пр.

Биологические (естественные) потребности -это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела: потребности питания и выделения, потребности расширения жиз­ненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), по­требность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальные потребности -потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей. 3 основные: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Одна норма – для шахтера, другая – для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного деятеля. Норма материаль­ных потребностей должна обеспечить каждой личности нормаль­ные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физичес­кого и интеллектуального развития. Все вместе взятые материаль­ные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не без­граничны. Они количественно определены для каждой страны, каж­дого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Увеличение численности двух противоположных слоев обще­ства — бедных и богатых — признак несправедливости обществен­ного строя. По данным ЮНЕСКО сегодня в мире существует 400 млн. очень богатых людей, пользующихся всеми возможными материальными благами, и 500 млн. человек голодающих.

Социальные потребности -не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако, непрости­тельной ошибкой делать вывод, что социальные потребности иг­рают второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком и создал собственную историю.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм:

1 – потребности для других;

2 – потребности для себя;

3 – потребности вместе с другими.

Потребность «ДД» - это потребность, выражающая родовую сущность защиты человека. Это потребность общения, потребность защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме — в потребности жертвовать собой во имя другого.

Потребность «для себя» — потребность самоутверждения в об­ществе, потребность самореализации, потребность самоидентифи­кации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называ­ются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы.

Потребности «вместе с другими» это группа потребностей, вы­ражающая побудительные силы многих людей или общества в це­лом: потребность безопасности, потребность свободы, потребность обуздания агрессора, потребность мира, потребность смены поли­тического режима.

Самый уважаемый человек — это человек, обладающий богат­ством социальных потребностей и направляющий все силы своей души на удовлетворение этих потребностей. Это человек — под­вижник, революционер, народный трибун, приносящий всю свою жизнь на алтарь отечества, на алтарь общественного прогресса.

Духовные потребности - б иологическая потребность побуждает человека к овладению жизненными ресурсами. Материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребно­стей, социальная потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с другими людьми. Предметом духов­ной потребности является духовность. Но что такое духовность?

Духовность — трансценденция сознания за пределы повседнев­ного бытия до высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания, всеобъемлющего философского постижения мира. Т.О. духовность - это стремление преодолеть себя в своем сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою духовность, арсенал которой бесконечно разнообразен: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Ценностно-ориентированные потребности - о снованием для выделения этой группы потребностей являет­ся классификация потребностей по критериям их гуманистичес­кой и этической направленности, по их роли в образе жизни и все­стороннем гармоничном развитии личности. По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (из­вращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и разрушительные потребности.

Разумные потребности — это потребности, удовлетворение которых способ­ствует нормальному функционированию человеческого организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить сле­дующие критерии разумных потребностей:

  • Чувство меры в удовлетворении потребностей, не доводя­щее до деградации личности.
  • Гармоничное сочетание разных потребностей. Нельзя при­знать разумной даже духовную потребность, если ее удов­летворение достигается за счет подавления других (есте­ственных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пла­менная страсть».
  • Соответствие потребностей способностям личности и на­личием средств их реализации.
  • Управляемость потребностей. Разумными можно назвать те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: