Понятие «методика» имеет древнегреческие корни и переводится как путь исследования, теория, учение.
Отсюда методика (в самом общем смысле слова) — отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).
Предмет методики преподавания — процесс обучения обучаемых, его закономерности. На основе познанных (скажем откровенно, и объективных, и субъективных) закономерности методика разрабатывает, с одной стороны, средства, способы и организационные формы учебно-воспитательного процесса; с другой — нормативные требования к деятельности педагогов.
Отсюда со всей очевидностью вытекает заключение о многоуровненности методики.
Первый уровень — это наука, подчиняющая себе весь педагогический процесс на основе диалектического взаимодействия и взаимопроникновения педагогики (теории образования) и дидактики (теории обучения)
Второй уровень — учение (научная дисциплина) о методах обучения и воспитания, закономерностях обучения.
Третий уровень — закрепленная сумма приемов и организационных мер по изучению конкретной учебной дисциплины (группы дисциплин).
|
|
Поэтому наряду с теорией методики есть как общая методика преподавания, так и специфические (частные) методики преподавания группы дисциплин, отдельной дисциплины, ее разделов и даже отдельных тем.
Частные методики преподавания отдельных дисциплин являются звеньями общей системы педагогических наук. Они включают в себя и используют основные принципы педагогики и дидактики применительно к особенностям преподавания конкретных дисциплин.
Частная методика имеет цель в процессе изучения и обучения раскрывать содержание конкретной науки, ее значение для практики, ее связь с другими науками, ее воспитательное значение.
B методике преподавания общественных наук следует различать общее, особенное и частное.
Преподавание всех общественных наук ведется на основе общих методических требований. В то же время для преподавания каждой из этих наук необходима своя, особенная методика, отражающая специфику содержания данной науки.
Известно, что всякое особенное является в этом отношении также и общим. Поэтому и методика преподавания каждой из общественных наук, выступая как особенная по отношению к методике преподавания всех общественных наук, в то же время является общей применительно к частным методикам.