Политическую систему определяют как «систему ценностей и публичных институтов, которые организуют использование публичной власти и связи граждан в государстве».
Понятие политической системы выражает единство двух сторон политики: организации и деятельности, действия и структуры. Формализация, которая вносится системным подходом, создает возможность сравнительного анализа разных типов, моделей политической жизни, выделения единых критериев их сопоставления и анализа. Эвристические и управленческие возможности политического знания могут существенно возрасти в результате применения такого компонента системной методологии, как математический аппарат, что ведет к повышению точности политологического анализа, расширяет его прогностические возможности.
Понятие, источники и типы легитимности политической власти
Понятие «политическая власть» тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Термин «легитимность» происходит от латинского «легетимус», означающий «согласный с законами, законный, правомерный, надлежащий, должный, правильный». Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.
|
|
Надо иметь в виду, что легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимная власть основана на признании права носителей власти предписывать нормы поведения другим индивидам. Легитимная власть – это такая власть, которой доверяют, которую признают правомерной граждане данного государства, по крайней мере, их большинство.
Таким образом, легитимность основывается на убеждении в правомерности данной политической власти. Но само такое убеждение граждан может быть обусловлено разными факторами. Поэтому в политологии существует типологизация легитимности власти.
Современная типологизация легитимности ведет начало от Макса Вебера. Он предложил выделять три ее вида.
Первый вид легитимности – традиционный, то есть основанный на неписанных законах традиций, обычаев. Второй вид – харизматический, эмоционально-волевой, основанный на вере в особые, выдающиеся, сверхъестественные качества лидера, вождя. Третий вид – рациональный, основанный на принятых в государстве законах и порядках, разумных суждениях.