Как уже было сказано выше, дирекция контролирует ход выполнения программы выставки и подводит предварительные итоги ее реализации в канун закрытия. Завершение работы выставки констатируется церемонией ее официального закрытия. Порядок официального закрытия выставки и место церемонии определяются и объявляются накануне. Программа церемонии закрытия выставки обычно состоит из трех пунктов:
1. Выступление председателя оргкомитета с объявлением предварительных результатов выставки и приглашением участников принять участие в следующей выставке.
2. Награждение участников выставки.
3.Объявление о закрытии выставки, порядке демонтажа экспозиций и вывозе выставочных грузов с ее территории.
Закрытие выставки обычно объявляется во второй половине дня. Ликвидация экспозиций и вывоз выставочных материалов осуществляется самими экспонентами. Они же осуществляют собственными силами возврат тары и упаковки со склада, нанимая подсобных рабочих или привлекая для этого стендистов. Дирекция может оказывать экспонентам транспортно-экспедиторскую и таможенную помощь при вывозе выставочных грузов. Но прямая обязанность дирекции выставки — организация пропускного режима для выноса материальных ценностей, контроль и учет вывоза выставочных грузов и материалов. Она же устанавливает режим работы охраны и службы безопасности. Во избежание столпотворения и суеты в павильоне, скопления погрузочных и транспортных средств перед павильоном желательно разработать специальный график погрузочных работ.
|
|
По мере ликвидации экспозиций и выезда экспонентов начинается демонтаж выставки, разборка выставочных конструкций и временных коммуникаций. Задача этого этапа работ — приведение помещений в надлежащее состояние, обусловленное договором аренды или требованиями положения о выставочном павильоне.
После демонтажа выставки, оставшееся оборудование и материалы, пригодные для повторного использования, складируются, а непригодные для восстановления конструкции и отходы производства списываются по акту и передаются на утилизацию. В течение двух-трех дней помещение выставки приводится в первоначальный вид. В один из ближайших дней проводится итоговое заседание оргкомитета выставки. Председатель оргкомитета сообщает предварительные результаты проведения выставки, анализирует успехи и просчеты, доводит до сведения информацию о полученных рекламациях, предложениях и рекомендациях по проведению последующих выставок.
Тщательный анализ результатов проведенных выставок — залог успешного развития выставочной организации и база для улучшения организации последующих выставок. Для проведения качественного анализа результатов очень важно организовать сбор и обобщение материалов по результатам работы всех служб выставки. Поэтому все выставочные службы должны иметь инструкцию о порядке сбора информации и типовые формы отчетов. Свои формы отчетов устанавливаются для начальников разделов, методистов, руководителей конкурсных и экспертных групп, НТЦ, коммерческого и справочно-информационного центров, бухгалтерии, отдела снабжения, служб охраны выставки. Форма и требования к сводному отчету разрабатываются дирекцией выставки по согласованию с оргкомитетом. Каждый отчет должен иметь статистические данные, аналитический раздел, оценку результатов, предложения по совершенствованию работ на данном участке. Сводный отчет о выставке должен содержать оценку успеха выставки и эффективности затраченных средств и усилий, выводы, рекомендации и предложения по проведению последующих выставок. Это важнейшие составные части отчета по организации и проведению выставочно-ярмарочного мероприятия.
|
|
Организация работ в после выставочный период включает:
1) окончательные расчеты с партнерами, клиентами, подрядчиками, кредиторами и участниками выставки;
2) списание затрат по выставке;
3) систематизацию документации и анализ расходов и доходов;
4) подведение окончательных итогов выставки;
5) оценку эффективности мероприятия в целом;
6) подготовку отчета о проведении мероприятия;
7)подготовку приказа по итогам ее проведения.
Но и после этого работа продолжается. Появляются новые планы и заботы. Продолжается поиск новых путей повышения качества и уровня выставочных программ, улучшения организации и эффективности выставочного дела. Здесь имеет важное значение выбор методики анализа и оценки эффективности выставочного мероприятия. Существует ряд совершенно разных мнений о возможностях и способах оценки отдельных аспектов выставочной деятельности, а также о формах и критериях ее интегральной оценки. Более или менее разработаны способы оценки частных показателей и критериев, способствующих объективной квалификации успеха или неудачи выставочного мероприятия. К ним, прежде всего, относят все виды прямого результата (эффекта) выставки:
• показатели экономической эффективности выставочного мероприятия, рассчитываемые на базе данных о доходах (прибыли) и затратах;
• показатели коммерческой эффективности, выражаемые соотношением объемов заключенных договоров и затрат на подготовку и проведение выставки;
• показатели информационно-рекламной эффективности, определяемые соотношением поставленных и реализованных задач.
Существенным достижением последнего времени является разработка Лондонской школой бизнеса по заданию Союза международных ярмарок (UFI) системы оценки косвенных (вторичных) эффектов выставок. Замеры влияния крупнейших выставок на городскую инфраструктуру, проведенные в 35 городах Европы, показали, что в период проведения таких выставок товарооборот в торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве и на общественном транспорте города возрастает в 1,4 — 1,7 раза, и, соответственно, увеличиваются налоговые отчисления в бюджет города. Трудноразрешимой задачей остается определение комплексного эффекта (или интегральной эффективности) проведенного мероприятия. Пока не удается привести к единой размерности различные экономические и внеэкономические результаты выставки и суммировать их в единый интегральный эффект.
Сегодня среди обилия всевозможных предложений во всех сегментах рынка без рекламы невозможно популяризировать продукт компании и обеспечить спрос на него среди покупателей. Даже небольшие компании сегодня уделяют большое внимание продвижению своего товара. Безусловно, реклама начинается с бренда. Он становится первой ласточкой, достигающей потребителя и закладывающей образ о фирме в его памяти. В наши дниуслуги по созданию логотипов компаний и фирм становятся все более востребованными на рынке. Кроме того, для максимального эффекта необходим не только логотип, но и фирменный стиль, формирующий деловой имидж компании. Цена создания логотипа в комплексе с фирменным стилем, как правило, бывает дешевле и полностью себя оправдывает, повышая эффективность бизнеса и конкурентоспособность компании на рынке.
|
|
Организация смотров-конкурсов, награждение участников выставки и экспонатов
В целях выявления наивысших научно-технических достижений, лучших образцов оборудования, техники и товаров народного потребления, а также для поощрения экспонентов в соответствии с утвержденной программой выставки проводятся различные смотры-конкурсы с. обязательным награждением наиболее отличившихся участников или лучших образцов товаров и услуг, представленных в экспозициях. Проводимые в рамках выставки смотры-конкурсы лучших экспонатов, конкурсы на лучшую организацию экспозиций, рекламной работы регулируются специально разрабатываемыми положениями о конкурсах, награждениях и поощрениях участников выставки.
Идеологию смотра конкурса и положение о порядке его проведения определяет и утверждает оргкомитет выставки. Для организации смотров-конкурсов создаются конкурсные комиссии и экспертные группы, в состав которых включаются специалисты-эксперты по определенным проблемам. Работа жюри, конкурсных комиссий и экспертных групп заключается в изучении выставленных образцов, в отборе претендентов на награды и составлении их перечней по различным разделам конкурса или номинациям. Жюри и экспертные группы на своих заседаниях рассматривают поступившие предложения и обоснования в пользу выявленных высших научно-технических достижений, новых технологий и ноу-хау; обсуждают различные точки зрения и аргументацию, и голосованием устанавливают категорию лидерства и тип награды участнику конкурса. Номинации и виды наград устанавливаются условиями конкурса (см. прил. 5). По давней традиции в качестве наград выставки организациям вручаются дипломы и грамоты, а персонально участникам выставки и разработчикам экспонатов — медали, почетные грамоты, денежные премии, и поощрительные подарки. Все чаще на выставках устраиваются конкурсы лучших рекламных материалов, каталогов и проспектов. Все чаще устраиваются смотры-конкурсы оформления выставочных стендов и экспозиций.
|
|
Решение жюри конкурса по наградам передается в оргкомитет выставки на утверждение. После утверждения списков награжденных оргкомитет возвращает их в конкурсную комиссию для оформления наградной документации. По оформлении наградной документации конкурсная комиссия (жюри) организует вручение наград на выставке. Обычно это делается в торжественной обстановке в специально предусмотренный день. Сегодня, в силу краткости сроков работы выставок, вручение наград все чаще совмещается с церемонией официального закрытия выставки. Обычно вручает награды по поручению жюри конкурса председатель оргкомитета или директор выставки. Перед вручением он делает сообщение о проведенном конкурсе, условиях его проведения и категориях установленных наград. Обязательно благодарит организации, принявшие участие в смотре-конкурсе, и только после этого переходит к персональному (поименному) вручению медалей, дипломов, грамот и премий представителям фирм и организаций.