Введение. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех

Современная жизнь с ее многочисленными трудностями как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, отличается высокой эмоциональной нагрузкой

Поэтому в настоящее временя, проблема сохранения психического здоровья учителя в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современного образования на личностно-ориентированную модель, повышаются требования со стороны общества к личности учителя, его роли в учебном процессе.

С данной проблемой связаны труды Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазаруса, Э. Ушаковой, П. Фресса, Ю. С. Савенко, Ф. Е. Василюка и др.

Цель работы рассмотреть причины возникновения и профилактику педагогического «выгорания».

Задачи, выдвинутые для достижения поставленной цели:

1. провести теоретический анализ психологической и педагогической литературы;

2. рассмотреть влияние стресса на деятельность учителя;

3. исследовать связь профессионального «выгорания» педагога со стрессом.

4. Рассмотреть рекомендации по профилактики профессионального «выгорания».

1. Стресс в педагогической деятельности.

Стресс – это состояние сильного напряжения, вызванное неприятными переживаниями, это реакция организма на внешние раздражители.[21]

По словам канадского ученого Ганса Селье, сформулировавшего концепцию стресса полвека назад, «стресс - это не то, что с нами случилось, а то, как мы это воспринимаем».[22]

Г. Селье указывал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим. Стресс - это не только то, чего можно избежать, но и сила, которую каждый человек может использовать себе на пользу. Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация порой взбадривает и придает сил.

Стресс играет важную роль в возникновении не только нарушений пси­хической деятельности человека, но и ряда заболеваний внутренних органов. Он уменьшает сопротивляемость организма, вызывает головные боли, бессонницу. Существует много заболеваний, вызываемых стрессом: гипертония, сердечные приступы, инсульт, депрессия, синдром хронической усталости, синдром раздраженного кишечника и другие расстройства пищеварения, ожирение, мигрень и нарушения дыхания. Постоянный стресс поражает также и иммунную систему, делая человека более чувствительным к инфекциям, раку и аутоиммунным заболеваниям.

Когда конфликтная ситуация требует быстрого разрешения и немедленного ответа, в нашем организме срабатывают заложенные природой адаптивные механизмы. Биохимические реакции протекают в ускоренном темпе, повышая энергетический потенциал организма и позволяя реагировать на угрозу с ускоренной силой.

Если выплескивания эмоций не происходит, гормоны накапливаются. Это вызывает напряжение и усталость.

Можно выделить как минимум 4 группы симптомов стресса: физиоло­гические, интеллектуальные, поведенческие и эмоциональные.

· Физиологические симптомы: стойкие головные боли; неопределенные боли; нарушение пищеварения; вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазмолитические, резкие боли в животе; сердцебиение.

· Интеллектуальные признаки: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; Эмоциональные симптомы: раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия;

· Поведенческие признаки: потеря аппетита; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение количества проблем в семье; плохое распределение времени;[23]

Стресс может способствовать мобилизации человека, повысить его адаптационные возможности в условиях дискомфорта и опасности (конструктивный, полезный стресс). Но стресс может и разрушить человека, снизить эффективность его работы и качества жизни (деструктивный, вредный стресс). Если воздействие стрессогенного фактора продолжается длительное время, усиливается и становится выше порога чувствительности, у человека существенно снижается успешность работы и качество жизни.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют различные виды стресса, в наиболее общей классификации — физиологи­ческий и психологический. Последний - подразделяется на эмоциональный и информационный стресс.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения. [24]

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды. Физические и психологические стрессы, имея разную внешнюю природу, тем не менее, вызывают в орга­низме сходные химические реакции.

Таким образом, стресс – это своего рода защитный механизм организма, вызванные сильным напряжением или переживаниями. Выделяют психологический и информационный стресс. Отметим, что человеку необходимо не боясь перемен в жизни, научиться успешно к ним адаптироваться, вырабатывать модели эффективного поведения в подобных ситуациях.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: