Профессиональное «выгорание» педагога и его связь со стрессом

Профессиональное «выгорание» — это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты. [25]

Эмоциональное «выгорание» — это выработанный личностью механизм психологической зашиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотерапевтические воздействия. Эмоциональное «выгорание» — приобретённый стереотип эмо­ционального поведения. Это функциональный стереотип, позволяющий че­ловеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы.

Эмоциональное «выгорание» часто имеет и неблагоприятные, дезадаптационные последствия, поскольку отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и ухудшает отношения с коллегами и окружающими.

«Выгорание» может характеризоваться эмоциональным, физическим и когнитивным истощением и проявляться следующими симптомами: ухуд­шением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением про­дуктивности работы, снижением самооценки.

Синдром профессионального «выгорания» — не медицинский диагноз, и вовсе не означает, что такое состояние присуще каждому человеку на определенном этапе его жизни, карьеры. [26]

Профессия педагога относится к ряду специальностей, обладатели которых в большей степени, чем другие, подвержены риску профессионального «выгорания», поскольку использу­ют в работе с людьми ресурсы своей психики.

Известный специалист в области психологии учителя Л. М. Митина еще в начале 90-х годов обнаружила, что показатели степени социальной адаптации учителей ниже, чем у представителей многих других профессий. В результате у педагогов часто бывают конфликты (по разным причинам) с окружающими. Частота возникновения у педагогов активных форм реагирования (и, прежде всего, агрессии) в среднем значимо превышает реакции астеничного характера (депрессии).[27]

К негативным последствиям следует отнести возможность формирования у учителей таких свойств личности, как несдержанность, грубость, неуверенность в своих силах, тревожность. У трети учителей показатель степени социальной адаптации ниже, чем у больных неврозами. К этой категории в основном относятся учителя с большим стажем работы в школе, но есть здесь и учителя со стажем 10-15 лет, и даже молодые, начинающие педагоги.

Явление «выгорания» проявляется в виде целого ряда симптомов, кото­рые образуют так называемый синдром профессионального «выгорания».

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть раз­личной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действу­ющих постоянно, либо значительных разовых нагрузках бессознательно включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека.

Обобщение данных, позволило специалистам выделить три основные стадии синдрома профессионального «выгорания».

Первая стадия на уровне выполнения функций, произвольного по­ведения: забывание каких-то моментов, т.е. прова­лы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких- либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей спе­циалиста первая стадия может формироваться в течение трех-пяти лет.[28]

На второй стадии наблюдается снижение интереса к работе, потребнос­ти в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (воспитанников, их роди­телей); повышенная раздражительность. Время формирования данной стадии в среднем от пяти до пятнадцати лет.

Третья стадия - собственно личностное «выгорание». Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупе­ние, ощущение постоянного отсутствия сил. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Стадия может формироваться от десяти до двадцати лет.

Предпосылками формирования профессионального «выгорания» являются:

1. Чрезмерное общение, эмоциональный контакт с большим коли­чеством людей;

2. Непредсказуемые ситуации;

3. Творческий характер работы;

4. Необходимость контроля собственного эмоционального состояния.[29]

Рассматривая поведенческие проявления, то есть симптомы «выгора­ния», можно подчеркнуть очевидную связь этого феномена со стрессом

Во-первых, нервное напряжение, которое создают: отрицательная психоэмоциональная атмосфера, ощущение повышенной ответственнос­ти, трудные «объекты работы». Все это сопровождается следующими сим­птомами: переживания психотравмирующих обстоятельств, неудовлетво­ренность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

Во-вторых, сопротивление, во время которого человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. В данный период проявляются следующие симптомы: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей, то есть выборочное выполнение профессиональных функций.[30]

В-третьих, истощение, характеризующееся оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.

В этой фазе формируются следующие симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная и личностная отстраненность, психосоматические нарушения.

Таким образом, есть вероятность, что подверженный данному синдрому специалист окажется истощенным не только психически, но и физически. Работа для него станет бременем, которое он не в состоянии нести.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: