Межличностные отношения – это отражение объективных свя-зей и взаимодействий между людьми.
Межличностные отношения классифицируются следующим образом:
• формальные – обусловлены какой-то определенной формальной, организационной структурой (закрепляются документально, контролируются, строго регламентированы);
• неформальные – обусловлены желаниями, стремлениями, предположениями людей (могут поощряться и признаваться группой, но они не регламентируются);
• деловые – связаны с какой-либо общественно-полезной деятельностью (трудовой, учебной);
• личные – могут быть официальными и неофициальными;
• оценочные;
• действенные.
Рассматривая структуру межличностных отношений, можно выделить три основных ее компонента:
1) поведенческий;2) эмоциональный;3) познавательный.
Поведенческий компонент включает поступки, действия, мимику, жестикуляцию, речь – все, что проявляется в поведении человека и может наблюдаться людьми.
Эмоциональный компонент включает все то, что связано с эмоциональными переживаниями – положительные и отрицательные эмоциональные состояния.
Познавательный компонент включает все психологические процессы, связанные с познанием других людей, самого себя: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, во-ображение.
Наличие этих компонентов, умные действия коммерсанта приводят к сработанности, т. е. способности к согласованным действиям в процессе совместного труда, что является определяющим при коллективной организации трудовой деятельности.
Важнейшим феноменом, определяющим качество деятельности, является сотрудничество, партнерство. Это дает возможность воспользоваться умением каждого члена группы и получить эффект.
В настоящее время у психологов в центре внимания стоит исследование структуры и динамики коллектива, их психологического климата и совместимости. Цель сводится к разработке рекомендации для всех сфер межличностных отношений, в том числе и коммерческих.
Структура коллектива – реально существенная совместимость взаимодействия его работников, возникающая в процессе совместной деятельности. Исследуется на двух уровнях: формальном и неформальном.
Формальную структуру связывают с должностным статусом работника коллектива и упорядоченными служебными отношениями.
Неформальная структура строится на основе личностных своеобразий работников коллектива и их качественными характеристиками.
3.3. Совместимость, сработанность, сплоченность. Симпатии и антипатии
Взаимоотношения с партнерами в коммерции подчиняются общим социально-психологическим законам группового общения. К ним относят:
1. Совместимость – взаимодействие партнеров, которое дает максимальную удовлетворенность друг другом. Различают психологическую (типы темперамента) и социально-психологическую совместимость.
2. Сработанность – удовлетворенность совместной работой, высокое взаимопонимание, которое дает максимально возможную успешность в совместной работе при минимальных энергетических затратах на деятельность и взаимодействие.
3. Сплоченность – характеристика единства, взаимосвязанности; идейно-политическое, эмоциональное единст-во.
В процессе восприятия формируются симпатии и антипатии.
4. Симпатия возникает на основе взаимной привлекательности
в контактах и взаимоотношениях. Взаимную привлекательность людей психологи называют аттракцией. Антипатия возникает на почве негативного восприятия
Следует отметить психологические условия, способствующие благоприятному климату:
1. Доверие и высокая требовательность партнера друг к другу.
2. Доброжелательность и деловая критика.
3. Свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов.
4. Отсутствие давления со стороны руководителя.
5. Признание за работником права принятия решения.
6. Достоверная информация о состоянии дел и принятие на себя ответственности за выполнение задания (сделку и т. д.).
7. Взаимная поддержка действий и убеждение в их оправданно-сти.
8. Взаимное доверие и дружелюбие.
Взаимному доверию способствует: наличие нейтральных лиц и возможность получить предварительную информацию о действиях партнера с учетом личностных особенностей участников взаимодействия.
Коллектив – социальная группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Коллективы классифицируются:
1. По формам собственности: государственные, смешанные и частные.
2. По характеру деятельности: производственные, торговые, научные и т. д.
3. По формам связи: контактные и неконтактные.
4. По значимости для организаций: первичные, вторичные.
5. По времени действия: постоянные и временные.
6. По степени формализованности: жесткая и гибкая организация.
В коллективе диалектически объединяются два компонента:
• материальный – конкретные индивиды коллектива, орудия и средства труда;
• духовный – идеология и психология коллектива.
Идеология коллектива – совокупность идей и взглядов, отражающие конечные цели совместной трудовой деятельности.
Идеология торгового коллектива – это систематичное удовлетворение потребностей населения товарами народного потребления при высоких показателях качества и культуры торгового обслуживания
В рамках анализа содержания отношения между работниками выделяют три сферы:
1. Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач. Это отношение субординации между руководителями и подчиненными и отношения, связанные с координацией совместных действий между работниками.
2. Ценностно-мировоззренческая сфера связана с взаимными отношениями между личными и общественными ценностями, нравственными, установленными в конкретной социальной группе.
3. Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива.