Образовательные технологии. В процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы» применяются как традиционные (объяснительно-иллюстративное

В процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы» применяются как традиционные (объяснительно-иллюстративное, репродуктивно-воспроизводящее, предметно-ориентированное обучение), так и инновационные (ситуативно-ролевое обучение, способствующие развитию критического мышления, личностно-ориентированное обучение, технология теоретического моделирования) технологии обучения.

Предполагается использование таких видов занятий, как проблемная

лекция, семинар-обобщение, семинар-беседа, семинар-диспут, семинар-

конференция, деловая игра и т.п.

В основе данного курса лежит идея практического, продуктивного освоения педагогики высшей школы, когда аспиранты самоопределяются по отношению к различным типам подходов к образованию человека и осуществляют собственную продуктивную познавательную деятельность. Курс предусматривает использование интерактивных технологий обучения для повышения социально-психологической компетентности будущего преподавателя высшей школы и предполагает работу в режиме межличностного взаимодействия.

Аспирант при этом выступает активным элементом обучающей системы. Это проявляется через взаимодействие в парах, в малых группах, в общей группе, когда аспиранты активно взаимодействуют между собой. Процесс интерактивного обучения предполагает организацию различных видов деятельности аспиранта: выявление и активизацию личного педагогического опыта, проблематизацию рассматриваемых положений, изучение дефиниций, проведение дискуссий, выполнение практических работ и исследований, создание и обсуждение фрагментов урока; проведение деловых и ролевых игр, моделирование и разбор конкретных дидактических ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

Во время лекции педагог рассматривает и достраивает до целостного теоретического обоснования педагогические проблемы. Здесь же происходит сопоставительное рассмотрение педагогических понятий, категорий или систем, соответствующих образовательной реальности. Особую роль в обеспечении продуктивности курса играют практические занятия. Их оргдеятельностная основа позволяет максимально реализовать творческие ресурсы аспирантов, когда они участвуют в групповых формах работы, снимающих возможный психологический дискомфорт и вселяющих уверенность в собственные силы.

Публичное сопоставление различных педагогических позиций на семинарских занятиях вызывает у аспирантов палитру чувств и ощущений, побуждающих к их самоопределению относительно изучаемого материала. Результаты групповых обсуждений во время семинаров облекаются в форму практических разработок, которые тут же осуществляются и анализируются.

Для придания занятиям личностно-значимой формы предлагаются открытые педагогические задания - не имеющие однозначных, заранее известных решений. Эти задания ориентированы не на поиск правильных ответов в тексте учебника или периодического издания по педагогике, а на эвристическую деятельность аспиранта по разработке собственных версий, позиций, представлений, методических решений.
Открытые задания служат началом поиска нестандартных путей и способов дидактического решения учебных ситуаций.

При освоении курса аспирантам предлагаются различные виды самостоятельных, практических работ: составление таблиц, развернутых планов, создание и опробывание реализации моделей, написание рефератов и др. Рефлексивные операции выполняются на протяжении всего изучения курса.

Предполагается развитие умений аспирантов по работе с нормативной, справочной и специальной литературой; качественного освоения, анализа, оценки и систематизации полученных теоретических знаний, их углубления и расширения по применению на уровне межпредметных связей; применения полученных знаний на практике.

Выступления на семинарах, участие в коллективных дискуссиях, обоснование элементов и связей в созданных моделей способствуют совершенствованию речевых способностей обучающихся, развивают активность и творческую инициативу, самостоятельность и ответственность, навыки межличностных отношений.

Задания, предлагаемые аспирантам для самостоятельной работы, предусматривают как репродуктивную деятельность:

-прочтение, просмотр, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ;

-ответы на вопросы для самопроверки;

-повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т.д., так и поисковую деятельность:

-выполнение заданий с обязательным преобразованием информации (подготовка к аудиторным занятиям, деловым играм и тематическим дискуссиям);

-подготовка сообщений, докладов и выступлений на семинарских и практических занятиях;

-подбор литературы;

-составление планов, конспектов, аннотаций; выполнение упражнений, схем/чертежей;

-решение ситуационных, практических/профессиональных задач;

-моделирование компонентов профессиональной деятельности и т.д.

Предполагаются и работы творческого характера в виде проектов.

Все задания для самостоятельной работы нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, понимаемых как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области педагогики высшей школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: