Младенчество (6 мес. - 12 мес.). Осн. результаты развития

На стадии младенчества ребенок и взрослый становятся партнерами по эмоционально насыщенному практическому взаимодействию.

Ребенок все более активен в привлечении взрослого к сотрудничеству, а не просто к присутствию в ситуации. Резко усиливается личная адресованность действий, в том числе и речеподобные обращения - лепетание, называние, указание. Активное стремление к общению выражается в том, что ребенок ищет взгляда другого человека, улыбается ему, лепечет, тянется к нему, хватает его и недоволен, когда тот удаляется. Появление этих первых реакций свидетельствует о возрастающей к концу младенческого возраста потребности в общении со взрослыми. В исследованиях М.И.Лисиной были выделены две формы общения ребенка и взрослого на первом году жизни. Первая форма общен ия -ситуативно-личностная представлена в первом полугодии жизни. В это время отношения ребенка и взрослого не опосредованы ничем; это чистое «бескорыстное» межличностное отношение, которое не зависит от конкретных характеристик взрослого. На все слова и интонации он отвечает яркими положительными эмоциями. Ребенок одинаково радуется всем взрослым, которые обращаются к нему.

Вторая форма общения - ситуативно-деловая - начинает складываться вместе со становлением предметных манипуляций примерно на 6 месяце жизни. С возникновением акта хватания во взаимоотношениях ребенка и взрослого впервые появляются прагматические и функциональные аспекты: младенец требует от взрослого новых предметов и самого взрослого рассматривает как интересный предмет.

Малыши в этот период жизни очень контакты. Но отношения ребенка к людям все больше дифференцируются: он оказывает предпочтение матери и другим близким членам семьи. В этот период появляется истинное удовольствие от длительной игры со взрослыми. Напряженность и робость при виде посторонних людей проявляется уже в 6 месяцев. В конце первого года жизни достаточно распространенным становится страх перед незнакомыми людьми.

В процессе общения ребенка и взрослого формируется целостное новообразование субъектности ребенка. Это образование выражается в эмоционально окрашенном самоощущении, ощущении защищенности и доверия к окружающему миру. Чувство защищенности проявляется в том, что дети могут легко переносить отсутствие матери, чувствуют себя спокойно в обществе посторонних.

К окончанию периода младенчества большинство детей осваивают прямохождение. Ребенок встает, опираясь на мебель или с помощью взрослого. Это первые двигательные успехи, связанные с работой крупных мышц тела. В возрасте 7-10 мес. Формируются соотносимые действия: ребенок может манипулировать с двумя объектами одновременно, отдаляя их от себя и соотнося их между собой; ребенок отводит объект от себя, приближая его к другому объекту, чтобы положить, поставить или нанизать на него. К концу младенческого возраста возникает этап функциональных действий: нанизывания, открывания, вкладывания и т.п. Все эти действия с предметами свидетельствуют о начале формирования предметно-действенного мышления.

К концу младенческого возраста дети обнаруживают большую подражательность, повторяя за взрослыми многие действия. В самих попытках предметного действования возникает для ребенка проблемная ситуация, которую он стремится разрешить путем манипулирования с этими предметами. Мышлению ребенок учится в действии, подражая своим собственным и чужим действиям или движениям.

К концу первого года жизни у ребенка появляются первые слова. Л.С.Выготский выделяет четыре основных признаков автономной речи. Во-первых, звуковой состав слов, употребляемых ребенком, резко отличается от звукового состава слов нормативного языка. Между речью взрослого и речью ребенка существуют большие фонетические различия. Во-вторых, слова автономной речи отличаются от речи взрослых по значению. Первые детские слова многозначны, т.е. относятся не к одному, а к ряду предметов. В-третьих, общение с помощью автономной речи возможно только между ребенком и взрослым, который понимает значение его слов, может «расшифровать» смысл уникальных слов ребенка. В-четвертых, возможная связь между отдельными словами также чрезвычайно своеобразна. Этот язык аграматичен, не имеет предметного способа соединения слов и значений в связную речь. Ребенок объединяет слова в предложения по логике желания, аффекта.

Таким образом, кардинальное приобретение всей ступени развития - это подлинный синтез человеческого тела, его «оживление» в сенсорных, двигательных, коммуникативных, сознательных измерениях. Этот уровень телесной организации оказывается фундаментом двух эпохальных событий человеческого развития - словесной речи и прямохождения. В ходе развития нарастает активность младенца, повышается его энергетический тонус, совершенствуются его движения, крепнут ноги и руки, возникают новые формы поведения, новые формы общения с окружающими.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: