Решение. Именем Российской Федерации

Именем Российской Федерации

«17» июня 2013 года г.Челябинск

Советский районный суд г.Челябинска Челябинской области в составе:

председательствующего: Бастен И.С.

при секретаре: Шаламовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Челябинска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Челябинска об обязании совершить определенные действия,


УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Челябинска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям администрации г. Челябинска о возложении обязанности на Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Администрации г. Челябинска включить в реестр муниципальной собственности объект улично –дорожной сети – автомобильная дорога по ул. Лобырина в г.Челябинске протяженностью 430 метров; обязать Администрацию города Челябинска принять меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на объект улично – дорожной сети – автомобильная дорога по ул. Лобырина в г.Челябинске в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В обоснование заявленных требований указано, что проведенной проверкой установлено, что на территории г. Челябинска находится объект улично-дорожной сети – автомобильная дорога по ул. Лобырина, предназначенной для движения автомобильного транспорта, являются дорогами местного значения. Ненадлежащее содержание ул.Лобырина в г.Челябинске ущемляет права и законные интересы и ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц: граждан, постоянно проживающих в г.Челябинске, т.к. не обеспечивается должный уровень безопасности дорожного движения. Ежедневно по данному участку дороги передвигается большое количество водителей и пешеходов. В случае причинения в результате дорожно-транспортного происшествия вреда жизни и здоровью граждан затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий движения могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.

В последующем прокурором уточнены заявленные требования, в соответствии с которыми в качестве ответчика указана Администрация г. Челябинска, а также просил обязать Администрацию г. Челябинска принять меры по включению в реестр муниципальной собственности объекта улично-дорожной сети – автомобильной дороги по ул. Лобырина а г. Челябинске, протяженностью 430 метров; обязать Администрацию г. Челябинска принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности на объект улично-дорожной сети - автомобильной дороги по ул. Лобырина а г. Челябинске в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; обязать Администрацию г. Челябинска обеспечить ремонт покрытия проезжей части ул. Лобырина в г. Челябинске.

Помощник прокурора г. Челябинска Миронова Н.А. в судебном заседании уточненные требования и доводы, изложенные в заявлении поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г.Челябинска, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Сведений об уважительности причины неявки и заявлений о рассмотрении дела в их отсутствие суду не представили.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее закон об автомобильных дорогах), под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации также предусмотрено, что дорогой является обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

В силу п. 2 ст. 12 вышеуказанного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Дорожная деятельность в силу п. 6 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Закона об автомобильных дорогах).

На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ч. 6 ст. 4 Закона об автомобильных дорогах).

В соответствии с пп. 5 ч. 1 ст. 9 Устава г. Челябинска к вопросам местного значения города Челябинска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Закона об автомобильных дорогах к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе:

- осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

- принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения и о прекращении такого использования;

- определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

- определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения.

В соответствии со ст. 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч. 1). Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч. 2).

Согласно ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся; по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь; бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим его собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

Как следует из материалов дела, проведенной прокуратурой г.Челябинска проверкой установлено, что на территории г.Челябинска находится объект улично-дорожной сети – автомобильная дорога по ул. Лобырина, предназначенной для движения автомобильного транспорта, которая относится к дорогами местного значения.

По информации Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска, сведения о дороге, расположенной по адресу: г.Челябинск, ул. Лобырина в реестре муниципального имущества отсутствуют.

По данным Управления дорожного хозяйства дорога по ул. Лобырина в настоящее время представляет собой местный проезд, т.к. была построена застройщиком микрорайона для подъезда жильцов к домам. Управление дорожного хозяйства Администрации г.Челябинска не участвовало в строительстве данной дороги, и не осуществляет ее содержание. Информация о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию дороги в Управлении отсутствует.

Таким образом, спорная дорога не имеет собственника. Исходя из изложенного следует, что неопределенность балансовой принадлежности дорог ставит под угрозу интересы неопределенного круга лиц, по причине отсутствия лица, обязанного осуществлять необходимые мероприятия по их содержанию и ремонту, что в свою очередь представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации в городе.

Дорога по ул. Лобырина предназначена для решения вопросов местного значения, относится к муниципальному имуществу в силу закона, в связи с чем подлежит включению в реестр муниципальной собственности г. Челябинска.

Государственная регистрация прав на объекты муниципальной собственности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с решением Челябинской городской Думы от 23.09.2008 г. № 34/1 «Об утверждении Положения о муниципальной казне г. Челябинска», сведения об объектах учета муниципальной казны и записи об изменении сведений о них вносятся в реестр муниципального имущества в установленном порядке.

Объект улично-дорожной сети – автомобильная дорога по ул. Лобырина, протяженностью 430 метров, в реестр муниципальной собственности не внесен.

Пункт 12 ст. 36 Устава города Челябинска устанавливает, что администрация г. Челябинска ведет учет и реестр муниципального имущества.

Согласно ст.ст. 215, 223 ГК РФ, Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» право муниципального образования на дорогу должно быть оформлено в установленном законом порядке в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав.

Таким образом суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о возложении обязанности на Администрацию г.Челябинска по принятию мер к включению в реестр муниципальной собственности государственной регистрации права муниципальной собственности на объект улично-дорожной сети автомобильной дороги по ул. Лобырина в г.Челябинске, в виду того, что согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, указанное имущество находится в границах муниципального образования г.Челябинск, а также поскольку при отсутствии собственника не производится обслуживание данного имущества, не отслеживается его техническое состояние, в результате чего могут наступить негативные последствия.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворении требований прокурора г. Челябинска о возложении обязанности по включению в реестр муниципальной собственности объекта улично-дорожной сети – автомобильной дороги по ул. Лобырина в г.Челябинске, протяженностью 430 м. и обязании администрации г. Челябинска обеспечить ремонт покрытия проезжей части ул. Лобырина в г. Челябинске.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд


Р Е Ш И Л:

Требования Прокурора г.Челябинска удовлетворить.

Обязать администрацию г.Челябинска принять меры по включению в реестр муниципальной собственности объекта улично-дорожной сети – автомобильной дороги по ул. Лобырина в г.Челябинске, протяженностью 430 м.

Обязать Администрацию г.Челябинска принять меры к государственной регистрации права собственности на объект улично-дорожной сети - ул. Лобырина в г.Челябинске в органе осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Обязать администрацию г.Челябинска обеспечить ремонт покрытия проезжей части ул. Лобырина в г.Челябинске.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.

Председательствующий: И.С.Бастен


Истцы:

Прокуратура г. Челябинска в интересах неопределенного круга лиц

Ответчики:

Администрация г. Челябинска, КУИЗО г. Челябинска, Управление дорожного хозяйства Администрации г. Челябинска


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: