Важной особенностью творчества Лескова является то, что он не скрывает мерзости в русском народе, не возводит в перл создания, но и не осуждает, скорее, старается понять его. «Очарованный странник» Н.С. Лескова – хроника скитаний богатыря Ивана Флягина по родной земле. В фигуре этого скитальца сочетаются противоречивые черты: с одной стороны, могучие, неуемные силы духа, неугасимая жизненность, высокое благородство, нежная и привязчивая душа; с другой стороны, необузданная страстность широкой натуры иногда толкает его на жестокие выходки, даже на преступление. Но через все свои странствия и злоключения герой проносит нетронутыми сердечность, отзывчивость, постоянную готовность к самопожертвованию ради своей отчизны и своих близких. В тяжелых многолетних скитаниях как бы воплощаются трудности исторического пути русского народа.
В «Левше» Н. С. Лескова запечатлена талантливость, творческая одаренность русского народа. В этом несколько затейливом сказе вскрыта подлинная трагедия русских талантов из народа в условиях самодержавно-крепостнического строя, часто обрекавшего эти таланты на жалкое существование и смерть в безвестности. Чтобы выразить горькую мысль о «ненужности» дарований, писатель в основу сюжета кладет такую «нелепость», как подковывание стальной блохи, на что бессмысленно тратятся силы русского мастера.
|
|
Сквозная тема рассказа «Матрёнин двор» А.И. Солженицына – личность и судьба главной героини Матрены. Главным является мотив неузнанного и непонятного праведника. На это указывает даже первоначальное название произведения: «Не стоит село без праведника». Именно Матрена, нищая и физически немощная, оказалась тем самым праведником, без которого не может стоять село – а в целом и весь мир. Благодаря свой духовной чистоте, бессознательному следованию законам гуманизма и христианской доброты, Матрена стала тем столпом, который удерживает окружающий мир от окончательного разрушения, вызванного алчностью и взаимным недоброжелательством.
Цикл «Записки охотника» И.С. Тургенева – галерея народных характеров. Эту галерею открывают образы Хоря и Калиныча. Первый символизирует собой недюжинный ум, достоинство, практическую сметку. Второй – добродушие, бескорыстие и поэтичность. Хозяйственный, неуступчивый подчас Хорь и веселый, открытый Калиныч представляют собой два коренных типа русского характера.
В рассказе «Певцы» И.С. Тургенева, являющимся сосредоточением авторской мысли о народном характере, воспевается красота русского человека. В запущенном и бесприютном селе Колотовка в кабачке, названном Притынным, собираются на состязание несхожие между собою люди. Во время пения Якова-Турка присутствующие да и сам певец забыли о состязании, всеми овладело упоение, «русская душа, правдивая, горячая душа звучала и дышала» в песне Якова и «хватала… за сердце, хватала за его русские струны». Все, что есть сокровенного отразилось в пении Якова Турка, исповедь целого народа, разговор души с душой о самом главном.
|
|
М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).
М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов)
А. И. Солженицын. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».