Педагогика как наука. Методология педагогической науки

Примерные вопросы к государственному экзамену по педагогике

Бакалавриат: направление подготовки «Педагогическое образование»

  1. Характеристика педагогической деятельности.

2. Педагогика как наука. Методология педагогической науки.

3. Образование как социально-исторический феномен. Особенности образовательных систем.

4. Целостный педагогический процесс. Личность обучающегося как объект и субъект педагогического процесса.

5. Педагогическое общение

6. Сущность процесса обучения.

7. Современные педагогические подходы к организации процесса обучения.

8. Методы и средства обучения.

9. Характеристика современных технологий обучения.

10. Формы организации обучения.

11. Содержание образования как средство развития личности.

Цели и результативность образовательного процесса.

13. Воспитание в структуре образовательного процесса.

14. Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся.

15. Методы, приемы, формы воспитания.

16. Технологии воспитания.

17. Среда и ее влияние на развитие человека.

18. Воспитание личности в коллективе.

19. Организация воспитания в условиях поликультурного общества.

20. Сотрудничество школы и семьи.

21. Классный руководитель и его роль в воспитательном процессе современной школы.

22. Сущность и технологии педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса.

23. Ведущие тенденции современного развития мирового и отечественного образовательного процесса.

24. Система образования в Российской Федерации и ее характеристика в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации». Значение Закона для развития системы образования в России.

Характеристика педагогической деятельности

Понятие профессиональной педагогической деятельности, ее сущность, задачи и функции. Ценностные основы профессиональной деятельности педагога. Гуманистический характер педагогической деятельности.

Основные виды профессиональной деятельности педагога и их структура. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Педагогические способности, их структура. Профессиональная компетентность педагога, ее сущность и содержание. Требования профессиональной этики. «Профессиональный стандарт педагога». «Модельный кодекс профессиональной этики». Требования ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование» к личности и деятельности педагога.

Педагогика как наука. Методология педагогической науки

Педагогика как система знаний, сфера общественного сознания, область исследовательской деятельности. Объект, предмет, категории и задачи педагогической науки. Структура педагогической науки и ее связь с другими науками. Единство педагогической теории и практики.

Становление классической педагогической науки. Педагогическая система Я.А. Коменского. К.Д. Ушинский о педагогике как науке и искусстве.

Методология педагогической науки: сущность и уровни (философский; общенаучный; конкретно-научный; технологический).

Научное исследование в педагогике и его этапы (методологический или постановочный, процедурный или собственно исследовательский, оформительско-внедренческий). Методы педагогических исследований (методы эмпирического исследования; методы теоретического исследования).

3. Образование как социально-исторический феномен. Особенности образовательных систем

Образование как социальное явление, ценность, процесс и результат. Роль образования в жизни личности, семьи, общества, государства. Понятия «образовательная система», «воспитательная система». Гуманистические образовательные системы прошлого и настоящего.

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения как общественный договор.

4. Целостный педагогический процесс. Личность обучающегося как объект и субъект педагогического процесса

Сущность педагогического процесса, функции и движущие силы педагогического процесса, его закономерности и принципы. Структура педагогического процесса.

Взаимодействие педагогов и учащихся в педагогическом процессе. Сущность и структура взаимодействия. Типы взаимодействия. Особенности педагогического взаимодействия. Субъекты педагогического процесса. Личность обучающегося как объект и субъект педагогического процесса.

5. Педагогическое общение

Профессионально-педагогическое общение. Характеристики педагогического общения. Стили, модели, средства, технологии педагогического общения.

Факторы эффективности педагогического общения. Умения учителя, влияющие на эффективность общения: коммуникативные, гностические, экспрессивные. Приемы общения и их использование для решения учебно-воспитательных задач.

Формирование индивидуального стиля педагогического общения.

6. Сущность процесса обучения

Сущность обучения. Функции, закономерности и принципы процесса обучения.

Логика и структура процесса обучения. Логика процесса усвоения знаний.

Деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью школьников в процессе обучения. Формирование мотивации к обучению.

7. Современные педагогические подходы к организации процесса обучения

Личностный, системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы к организации обучения. Возрастной и индивидуальный подход в педагогике: учет в педагогическом взаимодействии индивидуальных, возрастных, гендерных особенностей учащихся. Основные закономерности, стадии и кризисы возрастного развития.

8. Методы и средства обучения

Понятие метода и приема обучения. Классификация методов обучения. Характеристика современных методов обучения.

Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Средства обучения и их дидактические возможности. Классификация средств обучения. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним.

9. Характеристика современных технологий обучения

Сущность и история возникновения педагогических технологий. Признаки технологически организованного педагогического процесса. Критерии технологичности.

Классификация педагогических технологий. Традиционное обучение, его достоинства и недостатки. Характеристика востребованных школой технологий обучения: технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, дискуссионные технологии, информационно-коммуникационные технологии и др.

10. Формы организации обучения

Общее понятие о формах организации обучения. Классификация форм обучения. Характеристика основных форм обучения.

Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология уроков. Структура урока. Технологическая карта урока. Анализ эффективности урока.

11. Содержание образования как средство развития личности

Понятие содержания образования. Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры. Современные требования к содержанию образования. Структура содержания образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Концепция ФГОС общего образования второго поколения. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения. Учебные планы, программы, учебники и учебные пособия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: