Суд (Илиада. XVIII. 497-508)

Одна из сцен, выкованных на щите Ахилла.

Суд происходит на агоре, там же, где собирались народные собрания. Разбирается вопрос о пене, выкупе, который убийца выплачивал родственникам убитого. Характерно, что тяжущиеся обращаются не к старейшинам, а к народу.

На агоре городской собралися граждане.

Тяжба Там меж двоих из-за пени была за убитого мужа.

Клялся один, обращаясь к народу, что все уже отдал,

500 Тот отрицал, чтобы хоть что получил от убийцы в уплату,

Оба они обратились к судье за решением дела.[13]

Криками каждый кругом своему приходил на поддержку.

Вестники их успокоить старались. На тесаных камнях

В круге священном сидели старейшины рядом друг с другом.

505 В руку жезлы[14] принимали от вестников звонкоголосых,

Быстро вставали и суд свой один за другим изрекали.[15]

Два золотые пред ними таланта лежали в средине,

Чтобы тому передать их, кого они правым признают.


[1] Описание этого хозяйства не может быть отнесено к Микенской Гре­ции, так как некоторые моменты (пребывание самого царя на поле, награ­ждение отличившихся пахарей вином и т. д.) мало подходят для обще­ственных отношений, воспроизводимых по данным пилосских табличек.

[2] Устаревшее слово «свясло» означает жгут из соломы для вязки снопов.

[3] Приведенный отрывок доказывает, что уже в эпоху создания гомеровских поэм оливководство в Греции получило широкое распространение.

[4] Имеется в виду мать Ахилла богиня Фетида.

[5] Как свидетельствует приведенный отрывок, самые знатные басилеи пользовались при сооружении жилищ помощью специалистов-зодчих; но и сами они участвовали в постройке домов.

[6] Бычьи кожи шли на изготовление некоторых видов оружия (см. Илиада, XII, 290—297), обуви и одежды.

[7] Так как борьба была сопряжена с «мукой» и возможными увечьями, то призом награждался не только победитель, но и побежденный.

[8] Последняя фраза говорит о том, что платой за «красивые вещи», привезенные финикийцами, были тоже товары.

[9] В подлиннике «клер».

[10] Эпитет, применяемый Гомером к грекам, вероятно, для противопоставления с некоторыми восточными народами, сбривавшими волосы на голове.

[11] Подразумевается Телемах.

[12] Четырехгийный — название происходит от вышедшей впоследствии из употребления меры земельной площади «гии», размер которой неизвестен.

[13] Судья (букв. истор) собирал старейшин, вел судебное заседание и, возможно, выносил приговор.

[14] Жезл (букв. скипетр) — знак, отличающий человека, находящегося при исполнении общественных обязанностей (ср. Илиада, II, 186).

[15] Многие ученые предполагают, что окончательное решение по делу выносили старейшины; но тогда остается непонятным, какова была роль судьи - истора и почему тяжущиеся обращались не к старейшинам (геронтам), а к народу. Выражение «изрекали свой суд» может быть понято как «высказывали свое мнение». В таком случае окончательное решение по делу выносил судья, сообразуясь с высказываниями старейшин и крикам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: