Одной из характерных черт современного этапа развития учебной дисциплины стало усиление внимания к социальным проблемам информатики. Связано это, в первую очередь, с процессом информатизации общества, происходящим в последнее время. Этот процесс все в большей степени оказывает влияние на многие стороны жизни людей: на производственную и учебную деятельность, быт, отдых, развлечения и пр. Распространение Интернета, сотовой телефонной связи стали наиболее значимыми событиями последнего времени, повлиявшими на образ жизни многих людей.
В 1990-х годах формируется новый раздел информатики - социальная информатика. Социальная информатика - это наука, изучающая комплекс проблем, связанных с прохождением информационных процессов в социуме.
Примерная программа 2010 г. содержит раздел «Работа в информационном пространстве». В содержание этого раздела включены следующие вопросы: «Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Примеры стандартов докомпьютерной и компьютерной эры. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства».
|
|
Весь перечисленный материал можно подразделить на три тематических направления:
- История информатики.
- Современные социальные аспекты.
- Организационно-технологические аспекты.
Начиная с первого учебника по ОИВТ А.П.Ершова историческая тема является традиционной для школьных учебников. Чаще всего авторы ограничиваются изложением истории компьютерной техники в контексте смены поколений ЭВМ. Современные социальные аспекты информатизации стали затрагиваться лишь в некоторых учебниках четвертого поколения. Пока не находят отражения в учебниках организационно-технологические аспекты коллективного использования информационных ресурсов.
Основные понятия темы отражены ниже: