Цель №2: Установить правила проживания в детском лагере

Кейс 3: Проблема установления правил, традиций, законов в отряде

«Встречают по одежке провожают по уму»

Задания:

Групповое аудиторное задание: подготовьтесь к объяснению правил и традиций жизни в лагере с детьми младшего школьного возраста (2 человека от группы), с подростками (2-3 человека от группы), со старшеклассниками (2-3 человека). В роли «детей» будут выступать студенты других групп.

Парное аудиторное задание: составьте макет «Кодекса жизни в отряде» с перечнем основных правил отрядной и лагерной жизни.

Индивидуальное аудиторное задание: запишите несколько фраз, которыми можно мотивировать детей на соблюдение правил и традиций лагерной жизни.

Индивидуальное домашнее задание: подготовьтесь к следующему занятию к проигрыванию ситуации знакомства с детьми. Продумайте внешний вид (соответственно оденьтесь), настройтесь на знакомство, продумайте сообщение о себе и др.


Не стоит забывать это золотое правило. С самой первой секунды встречи вожатого с детьми начинает закладываться связь между ними, которая будет влиять на то, как пройдет смена в детском лагере.

У вожатого детского лагеря есть несколько целей в момент знакомства с отрядом:

Цель №1: Познакомиться и понравиться детям.
Цель №2: Установить правила проживания в детском лагере.


Цель №1: Познакомиться и понравиться детям.

Обратите внимание:
1. Внешний вид. Отнеситесь к этому очень серьезно к подбору одежды для первого контакта с детьми. Приведи свой внешний вид в порядок так хорошо, как это только возможно.
2. Улыбка. Ключ к любому сердцу и самое лучшее начало для любого знакомства.
3. Будьте готовы к знакомству. Заранее продумайте, что вы скажете детям в при знакомстве. Это придаст вам уверенности и поможет детям более точно понять, кто Вы такой.

Прежде, чем знакомить детей между собой, представьтесь сами. Это поможет им раскрепоститься и начать общение с Вами. Помните, что некоторые дети испытывают опасение перед поездкой в детский лагерь. Уверьте их своей лучезарной улыбкой, что все будет прекрасно и детский лагерь станет для них второй семьей.

Сообщите о себе:
1. ФИО
2. Чем занимаетесь, когда не работаете в детском лагере.
3. Увлечения и хобби.
4. Что любите, и что не любите.
5. Что вы ожидаете от этой поездки в детский лагерь.

Цель №2: Установить правила проживания в детском лагере.

Если цель №1 достигнута, и вы понравились вашим будущим подопечным переходите к выполнению цели №2. Если вы не смогли понравиться детям, то все правила жизни в детском лагере, которые вы им скажите, будут восприняты в штыки.

ОЧЕНЬ ВАЖНА!!! НЕОБХОДИМО ПОСТАВИТЬ В ПЕРВЫЕ 3 ДНЯ!!!

(Если нет, то будет тяжело на протяжении всей смены!)

Нужно понять самим и попытаться донести до детей, что то, что вы делаете, не исходит из соображений: “Я хочу, чтобы меня слушались, я тут главный!” Здесь должно присутствовать совместное ваше и детей стремление “сделать что-то, а потом отдыхать на полную”, т.е., необходимо чтобы дети понимали ДЛЯ ЧЕГО вы их строите (объясните, что везде – в любой компании, на любом предприятии, в любой стране существуют правила, которые помогают организовать работу, отдых, не потратить время зря, а потратить его с пользой, в нашем случае с интересом для нас…так и что же мешает нам сделать также?!)

Следовательно, дисциплина должна строиться на доверии детей к вам, на справедливых разрешениях любых ситуаций, на объяснимых (объективных, адекватных) наказаниях, а также и на собственной дисциплине!

  1. Сразу в первые 3 дня законы (точнее в первый день!)
    • В серьёзной обстановке (дать понять, что это то, чем нельзя пренебречь)
    • Далее напоминать об этом при каждом подходящем случае
    • Позже можно постепенно спускать (по ходу смены, но не по принципу “после меня хоть потоп”)
  2. В первые дни пресекать всё. Пусть даже поначалу вас невзлюбят, любовь вернётся позже, если всё, что вы делаете не проявление диктатуры, а на чём-то основано (им понятно).
  3. Уборка палат и территории только на ‘5’. Т.е. в первые дни больше уделять времени и внимания на тщательность уборки, потом уже не захочется получать оценку ниже.
  4. Наказания и поощрения.
    • Наказания (не переусердствовать – неадекватное наказание).
    • Поощрения (не переусердствовать – нехорошая услуга выделенному ребёнку).
  5. Правила НЕ!
    • НЕ повторять дважды – привыкнут и организовывать будете долго!
    • НЕ кричать – всех не перекричите, приучите к спокойному голосу!
  6. До детей необходимо донести, что:
    • Вожатый всегда прав, в любой ситуации (уметь справедливо рассудить спор, стараться не менять решений (в крайних случаях))
    • Существует закон хозяина (если взял какую-либо вещь, спортинвентарь,… - будь добр, верни!)
    • Вожатый всегда защитит своих детей (вне зависимости от ситуации)
  7. Вожатская (вожатый в каждый момент времени должен знать, где находится каждый его ребёнок). Не забывайте, что дети, в свою очередь, также должны знать, где находится их вожатый.

Еще раз, дисциплина должна быть поставлена в первые 3 дня!

Дисциплина на отряде очень важна. Если не будет дисциплины, не будет ничего: ни атмосферы, ни творчества. Без дисциплины на отряде вы не сможете даже обеспечить безопасность жизни и здоровья детей — а это ваша первоочередная обязанность!

Вожатый должен быть не злым, не добрым, но требовательным к окружающим, а в первую очередь к себе. Именно он является примером для всего отряда. И если слово вожатого не подкреплено его собственным поступком, то можно считать правила – бессмысленным набором звуков.

С первых минут знакомства ребята «проверяют» своего вожатого. И это естественно! Ведь почти месяц они будут жить с ним бок о бок. И именно от него будет зависеть, какой будет отдых в лагере. Нигде и никогда вы не услышите такое количество вопросов и не увидите столько порой неординарных поступков, как в период знакомства с отрядом.

Вся жизнь лагеря подчинена режиму дня. Игры, купание, мероприятия, дискотеки не должны изменять общий ход работы. Подъём и отбой, зарядка, приём пищи, водные процедуры – это то, чего не может лишить ребят вожатый. Беспрекословными должны стать общережимные моменты. Не надо бояться быть строгим, опасаясь растратить свой авторитет. Вы заработаете большее уважение в глазах ребят, если будете одинаково для всех справедливы. Нужно быть последовательным и не изменять своим словам. Правила должны быть едиными для всех: для вожатых и ребят, для мальчиков и девочек, для активных и непослушных ребят.

Большой талант вожатого – умение разрешать проблемы с ребятами, не повышая тона и не срывая своё зло. Конструктивная беседа снимет все проблемы с дисциплиной и поможет прийти к компромиссу.

Дети приезжают в лагерь с разным опытом повседневной жизни, из разных семей, с разным воспитанием. В новой для себя обстановке они могут проявить новое или совершенно другое поведение. Бывают случаи, когда такое поведение неприемлемо и требуется наведение порядка. В любом обществе необходимы некоторые правила, чтобы было комфортно всем.

Прежде, чем браться за наведение дисциплины, нужно понять некоторые особенности детского коллектива:

  1. Для ребенка необходимо время от времени нарушать правила.
  2. Не всегда дети могут справиться с работой по самоконтролю.
  3. Перемена убеждений свойственна всем людям.
  4. У всех людей есть обязанности по отношению к окружающим.
  5. Желание полениться свойственно всем, иногда ребят придется понукать.
  6. Не всегда дети не хотят что-либо делать, иногда они просто не умеют этого или не знают, что это вообще нужно.

Каждый человек имеет право на уважение. Вожатый старше ребенка, он должен быть мудрее, выдержаннее, не «опускаться» до уровня оскорбляющих, не горячиться, не делать скоропалительных выводов; анализировать поступки, а не личность. Нужно учиться выслушивать обе стороны, стремиться помогать слабому, признавать свои ошибки.

первое время необходимо "затянуть гайки". Это значит: следить за дисциплиной максимально строго. Пресекать все нарушения. У детей должно сложиться впечатление, что вожатый видит и знает всё, что у него всё под контролем. Пусть поначалу вас за это слегка невзлюбят, потом это окупится.

Когда пройдёт несколько дней, вы сами увидите, где можно дать детям больше свободы, прощать какие-то мелкие нарушения, слегка "отпустить гайки". Но это не значит "распустить совсем"! Помните, что после вас будет ещё другая смена, да и вам до конца смены надо спокойно дожить.

Ещё один очень наглядный пример. Когда отряд идёт в столовую, никто не должен обгонять вожатого и убегать вперёд. Но мальчику Васе законы не писаны. Он в припрыжку понёсся к заветной еде, забыв обо всём. Что должен делать вожатый? Конечно, надо сразу пресекать такие попытки, но вот не вышло: убежал. Кричать ему в след "Вася, стой, поганец!" — бесполезно. Он уже и не услышит, а весь отряд получит заразительный пример непослушания. И авторитету это не на пользу. Гораздо правильней оставить его в покое до момента подхода к столовой, а уж там разобраться с ним (ну например, за стол он сядет последним).

Правила совместной жизни в детском лагере – это список табу, чего делать нельзя. Я советую перевернуть формулировки таких правил в положительный тон. Дети будут следовать только тем правилам, которые им нравятся. Сделайте так, чтобы правила детского лагеря им нравились.

Например:
-Хорошее правило: Детский лагерь – это место где НЕЛЬЗЯ ругаться и обижать более маленьких и слабых.
Отличное правило: Детский лагерь это место где тебя все уважают и любят и ждут от тебя того же.
-Хорошее правило: В детском лагере нельзя ходить отдельно от отряда и выходить за территорию лагеря без разрешения вожатых.
Отличное правило: В нашем детском лагере, вожатые очень волнуются за Вас. Поэтому, если Вас не затруднит, сообщите им, пожалуйста, когда вы захотите побыть одни.
-Хорошее правило: В детском лагере ЗАПРЕЩАЕТСЯ портить окружающие Вас вещи. Иначе на Ваших родителей будет наложен штраф в соответствии с договором, которой они подписали.
Отличное правило: Много людей постаралось, что у вас было все, что Вам необходимо в детском лагере. Давайте просто будем культурными и с уважением отнесемся к их труду. А если Вы случайно что-то сломали, просто скажите вожатым, мы вместе все починим. И жизнь в детском лагере опять пойдет своим чередом.

Выполнение некоторых правил может потребовать от Вас дополнительно мотивации детей, поэтому включайте воображение. В детском лагере оно необходимо.

Например:
-Хорошее правило: Дети в детском лагере каждый день должны убирать свои комнаты и застилать свои постели.
Отличное правило: В нашем лагере существует соревнование за самую чистую комнату. Имена жителей самой чистой и самой грязной комнаты будут появляться каждый день на доске почета и позора. У вас всегда есть выбор, где бы вы хотели, чтобы появились Ваши имена. Скажу лишь одно. Жители самой чистой комнаты детского лагеря по окончанию смены получат почетный приз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: