Конфликты в коллективе
В предыдущих номерах мы писали о том, как справиться с трудными посетителями, как уладить конфликт в торговом зале аптеки. Однако, что греха таить, ссоры и недоразумения нередко происходят не только по ту сторону аптечного прилавка, но и "за его кулисами" - в помещениях, скрытых от глаз покупателей.
И уж если конфликт между сотрудниками действительно начался, то, как правило, он отнимает гораздо больше сил и доставляет гораздо больше неприятностей, чем "трудные" клиенты.
Поэтому речь сегодня пойдет о том, как эффективно взаимодействовать с коллегами по работе.
Повод и причина
Как возникает конфликт? Для того, чтобы это понять, необходимо ответить на два вопроса:
Что послужило поводом для конфликта и по какой причине он возник.
Разницу между причиной и поводом проще всего понять на примере. Предположим, что ваши сотрудники никак не могут решить, кто в какую смену выйдет на работу в праздничные дни. Если ситуация переросла в конфликт, то как правило, время работы является лишь поводом, обращаясь к которому люди пытаются выяснить, например, кто из них пользуется большим влиянием на руководителя или кого нужно больше пожалеть. В том случае, если руководитель аптеки реагирует только на повод, составляя "справедливый" график, то вскоре можно ожидать появление похожего конфликта на какой-нибудь другой почве (например, как разделить премию или кто должен выполнить не слишком приятную работу).
|
|
Что же может быть причиной конфликта?
Наиболее часто это распределение ресурсов. Причем под ресурсами совсем не обязательно имеются в виду деньги или прочие материальные блага. Ресурсами может быть время, влияние на руководителя, объем выполняемой работы и многое другое.
Например, одного сотрудника (самого бесполезного или безотказного) все время "отправляют на картошку", в то время как других привлекают в основном для "чистых" работ. Рано или поздно даже самый исполнительный человек взбунтуется, при этом его недовольство может проявиться как по отношению к руководителю, так и к своим коллегам. В этом случае часто делают вывод о неуживчивости и сложности самих участников конфликта, однако это не всегда соответствует действительности.
Дело в том, что широко известная причина конфликта - "трудный характер" одного из сотрудников - вопреки распространенным представлениям, по статистике занимает далеко не первое место. Бывает и так, что сложности характера заметны только двум - трем сослуживцам, остальные достаточно хорошо уживаются с "виновником несчастий".
|
|
Это уже говорит больше не о конфликтности одного отдельно взятого сотрудника, а о личностной несовместимости в коллективе, недостаточной гибкости или нежелании (неумении) находить взаимоприемлемые решения. Если в подобной ситуации выявляется и разрешается реальная причина конфликта, то "трудности" характера часто сглаживаются или вовсе исчезают.
Часто причиной разногласий становится различие в целях, которые преследуют разные люди. Например, для собственника аптеки это максимальная прибыль, а для наемного сотрудника - возможность получать зарплату, не перегружая себя. Противоречие целей трудно полностью преодолеть, но можно найти выход - сделать так, чтобы цели одного человека могли быть достигнуты только при условии достижения целей другого.
Еще одной типичной причиной появления конфликтов являются неудовлетворительные коммуникации - недостаточная или неточная информация, несвоевременное ее попадание к адресату и т.д. И здесь наличие конфликта часто усугубляет ситуацию - при сложных отношениях желание общаться, как правило, сводится к нулю. Выход в такой ситуации один - необходимо дать четкие инструкции, кому, когда и в каком виде должна попадать соответствующая информация. Сделать это для всех известными правилами игры и следить за их выполнением.