Логистика возвратов у предприятия-потребителя материального потока тесно связана с приемкой товаров, входным контролем и составлением претензий поставщикам.
Контроль – это проверка соответствия количественных и качественных характеристик товаров или процессов установленным требованиям, которые определены в соответствующих документах. Контроль осуществляется на разных стадиях жизненного цикла товара: при изготовлении, хранении, транспортировке, реализации и утилизации.
На стадии изготовления контроль качества товара осуществляет производитель с целью отбраковки некачественной продукции и установления причин возникновения брака.
На стадии реализации контроль осуществляется для проверки сохранности товаров при перемещении материальных потоков. Наиболее важен контроль качества и количества при передаче товарных партий от продавца к покупателю. Эти операции могут осуществляться в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству»; «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (инструкции П-6 и П-7).
|
|
Контроль качества в процессе приемки осуществляется на складе получателя или поставщика в соответствии со стандартами, техническими условиями, договором поставки, а также по сопроводительным документам, удостоверяющим качество и комплектность поставленных товаров (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве, спецификация).
Поставщики несут имущественную ответственность за поставку некачественной продукции, нарушение сроков доставки и недопоставку. Дополнительные санкции могут быть предусмотрены в договоре поставки.
Операции, выполняемые в процессе приемки продукции: проверка сопроводительной документации; определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки; разгрузка транспортных средств; проверка количества поступившего товара; приемка продукции по качеству и комплектности; выявление скрытых недостатков продукции.
После завершения всех операций, связанных с приемкой продукции, товар размещают на хранение с занесением всей необходимой информации в информационную систему предприятия.
Отсутствие должного контроля на предприятии может привести к следующим логистическим издержкам и последствиям: потери, связанные с возвратом бракованной продукции; разбраковка – снижение сорта продукции; остановка процессов производства или продаж; судебные иски и разбирательства; потеря репутации и лояльности клиентов.