Основные положения логистики возвратов

Управление возвратами или логистика возвратов включает в себя все виды деятельности, связанные с движением товара на склад продавца от покупателей или коммерческих посредников, то есть управление возвратными материальными потоками и аннулирование возврата. Следовательно, при управлении возвратами выполняются традиционные функции транспортировки, складирования и управления запасами, но центральным процессом является получение товара от клиента, а не движение товарных партий к клиентам.

Управление возвратами связано с дополнительными затратами на логистические операции с грузом, что воспринимается предприятиями как отрицательный момент. Однако существуют и преимущества организации возвратов товаров.

С точки зрения маркетинга эффективное управление возвратами способствует улучшению репутации предприятия и является составной частью политики обслуживания клиентов. С позиции логистического подхода, управление возвратами также чрезвычайно эффективно. Так как возвращенные на предприятие товары могут быть снова отправлены клиентам либо в их текущем состоянии, либо после соответствующей доработки. Кроме того, они могут послужить источником для получения запасных частей.

По величине возвратного материального потока на предприятии в процентном отношении от общего материального потока можно судить об уровне организации логистических процессов и о качестве произведённой продукции. Следовательно, анализ причин возвратов помогает выявить логистические проблемы и оценить эффективность работы предприятия. Величина доли возвращаемых товаров зависит от типа продукта и от того, является предприятие производителем или коммерческим посредником.

Предприятиям, которые вынуждены заниматься возвращенными товарами, приходится рассматривать три наиболее важных вопроса: выявление причин возврата товаров; как совершенствовать обработку возвратов; выполнять работу с возвратами своими силами или воспользоваться услугами специализированного предприятия.

От того, какие решения примет отдел логистики по этим вопросам, в значительной степени зависит организация работы на складе, распределение рабочей силы и финансовых средств.

Логистика возвратов торговых и производственных предприятий фактически существует, однако выделение ее как обособленной функциональной области отмечается редко. Управление возвратами следует рассматривать по отношению к входящим и выходящим потокам предприятия.

Квалифицированный и хорошо обученный персонал – важная составляющая процесса обработки возвращаемых товаров. Работа с возвратами требует от специалистов особых знаний и понимания принципов логистики. Такие работники должны хорошо разбираться в политике предприятия по данному аспекту, досконально знать номенклатуру товаров и их особенности (знания по товароведению), обладать уникальными свойствами характера (чрезвычайная добросовестность и скрупулезность, способность принимать взвешенные решения).

После доставки возвращенного товара на склад и его регистрации, следует направить товар на обработку по технологической цепи. На этом этапе выясняются следующие вопросы: возвращенные товары повреждены и непригодны для продажи или их можно восстановить и снова продать; возвращены ли товары в соответствии с договором поставки как излишки товарного запаса; возвращен ли товар в связи с изъятием из продажи; находится ли товар в ненарушенной упаковке; нужно ли проводить экспертизу товара; получал ли потребитель кредит на данный товар; как следует рассматривать товар в свете политики предприятия по возвращенным товарам.

Таким образом, управление возвратами способствует увеличению совокупной прибыли предприятия за счет уменьшения затрат на списание товаров и их утилизацию. Кроме того, предприятие может продать товар повторно, что значительно дешевле, чем производить новый товар. На всех участках товаропроводящей цепи от клиентов возвращается оборотная тара (поддоны, кеги, контейнеры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: