Коммуникативные функции чтения и коммуникативно-познавательные задачи

Процесс чтения можно представить как действия с текстом, направленные на решение коммуникативных зада и реализующие основные функции опосредованного общения:

Познавательная функция – обобщенные типы КЗ – информационно-поисковые: побудить к поиску фактологической информации, к пополнению знаний.

Регулятивная – информационно-поведенческие КЗ: приобщить к социальному опыту, побудить к аналогичным (иным) действиям.

Ценностно-ориентационная – эмоционально-оценочные КЗ: воздействовать на эмоциональную сферу.

В естественных условиях чтение не ограничивается только пониманием прочитанного, оно выполняет определенные функции и связано с достижением каких-либо внешних по отношению к чтению целей, когда полученная информация используется в интеллектуальной (познавательной) сфере, либо для организации своего поведения, выполнения определенных практических действий.

Ситуативность в обучении чтению (Чернявкая)

Факторы (условия), определяющие ситуацию опосредованного общения при чтении:

  • Тип КЗ, степень проблемности ее постановки и ее соответствия потребностям учащихся
  • Характер установки на глубину понимания и охват информации
  • Отношение читающего к задаче, учет его личностных и социально-психологических характеристик
  • Характер текста с точки зрения его содержания, объективной сложности и субъективной трудности
  • Ориентация на искомый речевой продукт и планируемый результат
  • Предполагаемая сфера использования полученной информации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: