Процесс чтения можно представить как действия с текстом, направленные на решение коммуникативных зада и реализующие основные функции опосредованного общения:
Познавательная функция – обобщенные типы КЗ – информационно-поисковые: побудить к поиску фактологической информации, к пополнению знаний.
Регулятивная – информационно-поведенческие КЗ: приобщить к социальному опыту, побудить к аналогичным (иным) действиям.
Ценностно-ориентационная – эмоционально-оценочные КЗ: воздействовать на эмоциональную сферу.
В естественных условиях чтение не ограничивается только пониманием прочитанного, оно выполняет определенные функции и связано с достижением каких-либо внешних по отношению к чтению целей, когда полученная информация используется в интеллектуальной (познавательной) сфере, либо для организации своего поведения, выполнения определенных практических действий.
Ситуативность в обучении чтению (Чернявкая)
Факторы (условия), определяющие ситуацию опосредованного общения при чтении:
|
|
- Тип КЗ, степень проблемности ее постановки и ее соответствия потребностям учащихся
- Характер установки на глубину понимания и охват информации
- Отношение читающего к задаче, учет его личностных и социально-психологических характеристик
- Характер текста с точки зрения его содержания, объективной сложности и субъективной трудности
- Ориентация на искомый речевой продукт и планируемый результат
- Предполагаемая сфера использования полученной информации