Гуманистическая психология

Гуманистическая психология признает своим главным предметом личность как уникальную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Основание гуманистической психологии как самостоятельного направления относится к началу шестидесятых годов. В1961 году был основан "Журнал гуманистической психологии" и создана Ассоциация за гуманистическую психологию.

Основные принципы гуманистической психологии сводятся к следующему:

1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для нее независимостью. Например, обреченный на смерть человек свободен по - разному чувствовать и вести себя при ее приближении.

2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективный психический опыт, доступный ему через его сознание "здесь - и - теперь".

3. Поскольку человеческая природа определяется не тем, что делает человек, а тем, как он осознает свое бытие, его природа ни когда не может быть определена полностью, она всегда стремится к беспрерывному развитию, к реализации возможностей человека.

4. Человек един и целостен. Эта цельность и создает уникальный характер переживаний каждого человека. В человеке невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль.

5. Сознание человека не может быть сведено ни к его основным потребностям или защитам, как во фрейдизме, ни к эпифеноменам бихевиоризма.

Центром направления стали США, ведущими учеными К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Г.А. Мюррей, Г. Мерфи, Р. Мэй. Непосредственными предпосылками явились исследования по психологии личности конца 30-х годов (Г. Олпорт, Г. Мюррей), а также исследования второй половины сороковых годов Г. Мэрфи. В качестве предмета исследования основатели гуманистической психологии выделили понимание здоровой творческой личности (такая задача прежде не ставилась ни в одной из школ).

Цель такой личности - самоосуществление, самоисполнение (Ш. Бюлер), самоактуализация (К. Гольдштейн, А.Маслоу). Основные понятия категориального аппарата: любовь, творчество, самость, рост, удовлетвлорение базисных потребностей, самоактуализация, высшие ценности, бытие, становление, спонтанность, игра, юмор, аффективность, смысл, честность, психологическое здоровье.

В своей критике гуманистическая школа обнажает действительную слабость главных психологических теорий, прежде всего бихевиоризма (который трактует человека либо как "большую белую крысу", либо как "маленький компьютер") и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое Я в рабскую зависимость от безличного, безымянного Оно).

В конструктивном отношении моделям "расщепленного", "фрагментарного" человека гуманистическая психология противопоставляет идею нерасчлененнности личности, ее Я, ее самости. Психологи гуманистического направления исследовали проблемы переживания человеком его конкретного опыта, не сводимого к общим схемам. Провозглашалась необходимость восстановления аутентичности (подлинности) личности, соответствия экзистенции (существования) ее истинной природе.

Во всех предшествующих психологических теориях описывалась сильнейшая зависимость психики от прошлого и настоящего, гуманистическое же направление устремляло взоры в будущее. Концепция личности строилась согласно таким основополагающим признакам, как свобода выбора и открытость будущему.

В концепции, разработанной А. Маслоу, в русле ценностно - динамической теории мотивации, изложенной в книге "Мотивация и личность" (1954), показано, что в каждом человеке заложена в виде особого инстинкта потребность в самоактуализации, высшим выражением которой служит особое переживание, подобно мистическому откровению, экстазу.

Подавление этой витальной потребности ведет к возникновению неврозов. Таким образом, восстановление из ущербной личности в полноценную рассматривает с точки зрения восстановления и развития высших форм мотивации, заложенных в природе человека.

А. Маслоу разработал теорию самоактуализирующейся личности (это не обычный человек, которому что-то добавили, а обычный человек, у которого ничего не отняли).

Признаки самоактуализирующейся личности:

- более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней;

- принятие себя, других, природы как они есть;

- cпонтанность, простота, естественность;

- центрированность на задаче, а не на себе;

- некоторая автономность, потребность в уединении;

- личная автономия, относительная независимость от культуры, среды;

- чувство нового, постоянная свежесть оценок;

- мистичность и опыт высших состояний;

- чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими:

- более глубокие межличностные отношения;

- демократические структуры характера;

- различение средств и цели, добра и зла;

- философское, не врожденное чувство юмора;

- самоактуализирующееся творчество;

- сопротивление раскультурированию.

В концепции личности Маслоу особое место занимает понимание им потребностей человека. Фундаментальными потребностями, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации. Сразу же после удовлетворения нижележащих потребностей актуализируется более высокая.

Большая заслуга в развитии гуманистической психологии в рамках прикладного характера принадлежит К. Роджерсу (1902-1987). Основы своей теории, получившей название "терапии, центрированной на клиенте", Роджерс публикует в 1952 году в одноименной книге.

В своей теории личности Роджерс описывает систему понятий, в которых люди могут создавать и изменять свои представления о себе и о своих близких. Опыт, возникающий у человека в процессе жизни, Роджерс называет "феноменальным полем" (феномен греч. Phainome - non-являющееся, явление, постигаемое в чувственном опыте), считая это поле уникальным и индивидуальным. Этот мир, создаваемый человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом.

Степень тождественности этого поля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокой степенью конгруэнтности Роджерс обозначал то, что человек сообщает другим то, что происходит вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между собой. Нарушение конгруэнтности приводит к тому, что человек либо не осознает реальность, либо не высказывает то, что он реально хочет сделать или о чем думает. Это приводит к росту напряженности, тревожности и в конечном итоге к невротизации личности.

К невротизации приводит также уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал одной из важнейших потребностей личности. При рассмотрении структуры "Я" Роджерс приходит к выводу о том, что внутренняя сущность человека, его самость выражается в самооценке, которая является отражением истинной сути данной личности, его "Я".

В Европе к сторонникам гуманистической психологии близок Франкл, назвавший свою концепцию логотерапией (от греч. "логос"- смысл). В отличие от Маслоу, Франкл считает, что человек обладает свободой по отношению к своим потребностям и способен "выйти за пределы самого себя" в поисках смысла. Не принцип удовольствия (Фрейд) и не воля к власти (Адлер), а воля к смыслу - таково, согласно Франклу, истинно человеческое начало поведения.

При утрате смысла возникают различные формы неврозов. Действительность такова, что человек вынужден не столько достигать равновесия со средой, сколько постоянно отвечать на вызов жизни, противостоять ее тяготам. Это создает напряженность в безысходных и критических ситуациях. Свобода - это способность изменить смысл ситуации даже тогда, когда "дальше некуда".

Быть человеком, считал Франкл, значит быть направленным на нечто иное, чем он сам, быть открытым миру смыслов (Логосу). Это не самоактуализация, а самотрансценденция (от лат. "транценденс" - выходящий за пределы), благодаря чему, найдя смысл жизни в подвиге, страдании, любви, совершая реальные деяния, сопряженные с открытыми ей ценностями, личность развивается.

Вильгельм Вундт (1832-1920) немецкий психолог, физиолог, философ; создатель первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии, преобразованной в институт; раз­работал программу психологии как самостоятельной науки
Главный метод психологии (по В. Вундту) интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании
Методическая задача психологии (по В. Вундту) расчленить сознание на составные элементы и выяснить закономерные связи между ними
Сознание (по В. Вундту) сочетание психических процессов, из которого в качестве более тесных соединений выделяются отдельные образования
Апперцепция особая функция сознания, которая проявляется в мыслительной активности субъекта и внешне выражается во внимании
Освальд Кюльпе (1862-1915) ученик Вундта, создатель Вюрцбургской школы, изучал высшие психиче­ские процессы методом экспериментального наблюдения, при котором испытуемый наблюдал за динамикой переживаемых им самим состояний; сделал вывод о том, что в сознании имеются не только сенсорные, но и несенсорные компоненты
Установка созна­ния (по Кюльпе) зависимость процесса решения задачи от возникающего предварительного состояния
Вильгельм Дильтей отделил изучение связей психических явлений с телесной жизнью организма от их связей с историей культурных ценностей
Франц Брентано (1838-1917) католический священник, впоследствии профессор философии Венского университета; в качестве предмета психологии рассматривал активность психики человека, его умственные акты, которые являются основными единицами психики
Х. Эренфельс (1859-1932) австрийский психолог; экспериментально установил факт целостных образований - гештальтов, которые являются продуктом деятельности соз­нания
Карл Штумпф (1848-1936) немецкий психолог, организатор Берлинской психологической лаборатории; предметом психологии считал исследование психических функций и актов
Эдвард Титченер (1867-1927) американский психолог, создатель крупнейшей психологической школы в Корнуэльском университете; стал лидером структурной школы, считаю­щей предметом психологии сознание, изучаемое посредством расчленения на элементы того, что дано субъекту в его интроспекции
Уильям Джеймс (1842-1910) американский ученый - популяризатор психологии как науки, создатель первой в США психологической лаборатории; выдвинул идею «потока сознания»; основатель функционализма как психологического направле­ния
Джон Дьюи (1859-1952) психолог, философ, педагог; выступил против представления о том, что основными единицами поведения служат рефлекторные души; требовал перейти к новому пониманию предмета психологии — целостного орга­низма в его неугомонной, адаптивной по отношению к среде активности
Гарвей Кэрр (1873-1954) американский психолог, возглавлявший Чикагскую школу; определил психологию как изучение психологической деятельности (ментальной активности): восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, воли
Роберт Вудвортс (1869-1962) психолог, возглавлял колумбийскую школу; новизна его психологических концепций заключалась в том, что в популярную в 20-х годах формулу «стимул-реакция» была введена важная переменная - организм: S - О - R
Герман Эббингауз (1850-1909) немецкий психолог; внес огромный вклад в развитие экспериментальной психологии; сформулировал законы памяти; изобрел особый объект - бессмысленные слоги
«Научение» главное направление американской психологии, принесло в психологию объяснительные принципы учения Дарвина, где утвердилось новое понимание детерминации поведения целостного организма и тем самым всех его функций, в том числе психических
Эдвард Торндайк (1874-1949) американский психолог, исследователь проблем научения и закономерностей адаптации организма; изобретатель «проблемного ящика»; автор зако­нов образования навыков
Фрэнсис Гальтон (1822-1911) английский психолог, последователь эволюционного учения, один из основателей дифференциальной психологии; утверждал анкетный и биографиче­ский методы в психологическом исследовании способностей, их диагности­ке, стал пионером в разработке генетики поведения; активно внедрял тестовый метод в психологическую практику
Альфред Бине (1857-1911) французский психолог, основатель первой французской лаборатории экспериментальной психологии в Сорбонне (1889); исследовал проблему интеллектуального развития личности; разработал серию тестов
Вильям Штерн (1871-1938) немецкий психолог; исследовал проблемы развития личности ребенка; ввел понятие «коэффициент интеллекта»
Бихевиоризм (от англ, behaviour -поведение) крупнейшее направление в американской психологии XX в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды
Джон Уотсон (1878-1958) американский психолог, основоположник бихевиоризма как одного из основных направлений психологии XX в.; трактовал поведение как реакцию организма на внешние и внутренние стимулы; основной задачей психологии считал изучение процессов научения
Психоанализ направление мировой психологии, основанное З.Фрейдом в конце XIX в., основу которого составили представления о бессознательных психических процессах и мотивации
Зигмунд Фрейд (1856-1939) основатель психоанализа - крупнейшего научного направления, повлиявшего на развитие всей современной психологии
Либидо энергия влечения, имеющая сексуальную природу
Карл Юнг (1875-1961) швейцарский психолог и психиатр, основатель аналитической психологии как варианта психоаналитического учения; исследовал проблемы содержания коллективного бессознательного
Альфред Адлер (1870-1937) австрийский психолог, представитель психоаналитического движения; основатель своего варианта психоанализа - индивидуальной психологии
Пьер Жане (1859-1947) французский психолог, первый период его творчества связан с изучением психических заболеваний; в дальнейшем принимает за ключевой объяснительный принцип человеческого поведения общение как сотрудничество
Гештальтпсихология направление психологии, основанное М. Вертгеймером, В. Келером и К. Коффкой, основу которого составила идея психических образов - гештальтов - как объяснительный принцип двигательного поведения
Макс Вертгеймер (1880-1943) немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии; исследовал зрительное восприятие; в качестве основного принципа формирования психики утверждал принцип целостности; сформулировал основные постулаты гештальтпсихологии
Вольфганг Келер (1887-1967) немецкий психолог, один из основателей гештальтпсихологии; сделал открытие «инсайта» (озарение)
Курт Левин (1890-1947) немецкий психолог; разделяя подходы гештальтпсихологии, изучал соци­ально-психологические проблемы личности, групповой дифференциации, типологии стиля общения; создатель «теории психологического поля»
Эдвард Толмен (1886-1959) американский психолог, один из лидеров необихевиоризма; утверждал единство законов поведения животных и человека; ввел «промежуточные переменные» в классическую формулу бихевиоризма «стимул-реакция»
Необихевиоризм эволюция концепции Дж. Уотсона в трудах Б. Толмена, К. Халла, Б. Скинера и др., вводящих «промежуточные переменные» (образ, цель, потребность и т.д.) в классическую схему бихевиоризма «S - R»
Кларк Халл (1884-1953) американский психолог, лидер одной из школ необихевиоризма; утверждал, что описание поведения не ограничивается формулой «стимул-реакция», а предполагает наличие и учет других факторов
Берхауз Скиннер (1904-1990) американский психолог, автор теории оперантного поведения или «опе-рантного бихевиоризма»
Жан Пиаже (1896-1980) швейцарский психолог, один из основателей генетической психологии; разработал метод клинической беседы, теорию развития интеллекта
Неофрейдизм новое направление психоанализа, которое пересмотрело базовую для него категорию мотивации; решающая роль была придана влиянию социокультурной среды и ее ценностям
Карен Хорни (1885-1952) американский психолог; доминирующими в структуре личности утвер­ждала бессознательное чувство «коренной тревоги»
Эрих Фромм (1900-1980) известный психолог, наиболее социально ориентированный из всех психоаналитиков; к движущим силам развития личности относил врожденные бессознательные потребности - в ускорении и в индивидуализации
Психоаналитически ориентированная социальная психология направление социальной психологии 1-й половины XX в., в основу интерпретации социальных отношений в ней положены психологические отношения в семье как в первичной группе. Первичная группа мыслится как совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность (лидера) за свой идеал
Когнитивная психология (от лат. «когнитио» - знание, познание) новое направление в психологии, возникшее в середине XX века под впечатлением компьютерной револю­ции; во главу угла ставится изучение зависимости поведения субъекта от внутренних познавательных (информационных) вопросов и структур (схем, «сценариев»), сквозь призму которых он воспринимает свое жиз­ненное пространство и действует в нем
Гуманистическая психология разработанное в 60-х гг. XX в. А. Маслоу, К. Роджерсом, В. Франклом и др. направление современной западной психологии, предметом изучения ко­торого является целостный человек в его высших проявлениях: ценностях, смыслах, творчестве, самоактуализации, любви, свободе и т.д.
Карл Роджер (1902-1990) американский психолог, один из основателей гуманистического направле­ния в психологии; утверждал идею ценности и уникальности человеческой личности; обосновал новый взгляд на самоактуализацию и самооцен­ку человека, подход к психокоррекции; создал индерективную терапию
Абрахам Маслоу (1908-1970) американский психолог, создатель концепции гуманистической психологии; разработал идеи иерархии потребностей человека, «самоактуализации личности»; одним из первых обратил внимание на позитивные стороны личностного развития

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: