Необихевиоризм

Необихевиоризм - направление в американской психологии возникшее в 30-х гг. нашего столетия (К. Халл, Э. Толмен и др.) как результат осознания ограниченности традиционного бихевиоризма, невозможности описания поведения только посредством наблюдаемых стимулов и реакций без анализа центральных регулирующих механизмов. Для улучшения классической бихевиористской схемы "стимул-реакция" необихевиористы ввели опосредущее звено - понятие "прмежуточные переменные", понимаемое как собственно психические феномены. Необихевиоризм развивал основные идеи бихевиоризма, стремясь при этом преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины.

Первым из них был Эдвард Толмен (1886-1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов и выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) - промежуточные переменные - зависимая переменная (реакция). Среднее звено (промежуточные переменные) - не что иное, как недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Следуя бихевиористкой традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта. Главный же вывод этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особенно внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) "карты". Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в лабиринте. По ним оно, будучи запущено в лабиринт, узнает, "что ведет к чему". Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт - теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.

Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу (1884-1952) и его школе. Он ввел в формулу "стимул-реакция" другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.). Она придает поведению энергию, создает незримый потенциал реакции. Этот потенциал разряжается при подкреплении (понятие, которое Халл заимствовал у И.П.Павлова), и тогда реакция закрепляется, а организм чему-то научается.

Теоретические взгляды на личность К. Халла включают в себя 17 постулатов и 133 производные теоремы, связанные с развитием бихевиористских взглядов Е. Торондайка. Халл постулирует два определяющих поведение человека компонента - мотивационный и ассоциативный. Мотивационный компонент осуществляет энергетическую функцию и представляет собой взаимодействие силы влечения (D) и привлекательности объекта (К). Ассоциативный компонент определяет соответствие реакции субъекта наличным внутренним и внешним условиям (стимулам) (sHr). Произведение обоих компонентов и определяет тенденцию поведения (sEr) - вектор, объединяющий силу и направление (reaction-evocation - potencial).

SEr = f(sHr х D х 0K).

Развитие концепции К. Халла происходит в работах К. Спенса. Согласно теории личности Спенса, сила, эффективность реакций субъекта зависит от потенциала возбуждения. Этот потенциал в свою очередь зависит от двух главных факторов: от силы, прочности навыка и от силы побуждения (мотива, эмоции), что может быть выражено при помощи простого уравнения: Е = H х D (где Е - потенциал реакции субъекта; Н - сила, прочность навыка; D - уровень побуждения, сила влечения). Согласно этому уравнению (хотя в теории К. Спенса учитывается гораздо больше факторов), когда возрастает D, увеличивается и Е. Из этой формулы видно, что сильное эмоциональное возбуждение может быть связано как с высокой, так и с низкой силой, эффективностью реакции субъекта. Данные зависимости нередко называют в психологической литературе законами Спенса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: