Готовясь к анализу уроков, студенты должны уметь вести запись хода урока. Для этой цели может быть рекомендована следующая схема:
1. Дата посещения урока.
2. Школа, класс.
3. Фамилия учителя.
4. Тема урока.
5. Цели урока: 1) дидактическая; 2) воспитательная; 3) развивающая.
6. Тип урока: 1) изучения нового материала; 2) закрепление знаний умений и навыков; 3) повторительно-обобщающий; 4) контрольный; 5) урок развития речи; 6) урок работы над ошибками.
7. Оборудование (наглядные пособия, технические средства, оформление и использование классной доски).
8. Ход урока.
Запись целесообразно вести по такому образцу.
Для того чтобы активно участвовать в анализе урока, необходимо подробно записать ход урока, обращая в равной мере пристальное внимание как на деятельность учителя (преподавание), так и на работу учащихся (учение).
№ п/п | Содержание урока | Замечания и предложения |
1. | Проверка письменного домашнего задания. Учитель вызывает к доске ученика Н. и требует, чтобы тот читал из упражнения (называет его номер) предложение за предложением, а остальные учащиеся слушали своего товарища и исправляли замеченные ошибки. | Целесообразнее было бы с целью большей активации мыслительной деятельности учащихся провести выборочную проверку письменного домашнего задания (приводится мотивация этого предложения и кратко описываются способы организации указанного вида работы). |
2. | Устный опрос учащихся. Перед классом ставится проблемный вопрос, выдерживается короткая «психологическая пауза» и называется фамилия ученика, намеченного для опроса (присутствующие записывают формулировку вопроса и фамилию ученика). | Устный опрос учащихся организован удачно, учитель хорошо ведет работу по развитию устной речи учащихся, дисциплинирует их внимание, добивается того, чтобы учащиеся хорошо готовились к урокам дома. Однако не всегда тщательно следит за речью учащихся. (В ответе спрашиваемого ученика не раз звучало «г» фрикативное.) |
3. Сообщение темы, постановка цели урока…
|
|
4. Целенаправленное повторение материала с целью подготовки учащихся к усвоению новых знаний…
5. Создание «проблемной» ситуации…
6. Изучение нового материала…
7. Работа над понятиями, определениями, правилами…
8. Закрепление знаний, умений и навыков…
9. Задание на дом, подведение итогов урока…