О чем нельзя забыть (героический подвиг советского народа в Великой Отечественной войне)

Мы недавно писали статью, посвященную повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В этой статье мы определили те вопросы, которые могут ставиться в рамках этого тематического блока, показали, каким конкретно может быть сочинение.

Мы должны ответить на вопрос, почему советский народ смог одолеть захватчиков. Для ответа мы можем привлекать такие художественные произведения, как рассказ М. Шолохова «Судьба человека», рассказ Л. Кассиля «Рассказ об отсутствующем», рассказ А. Н. Толстого «Русский характер», стихотворение К. Симонова «Жди меня» и т.д. Кроме того вы писали отзыв на стихотворение, которое учили наизусть. Литературный материал у вас есть. Есть и модели ответов, которые вы можете использовать для своих высказываний на экзамене.

2. На планете людей (Ценности и цели человеческой жизни)

Любое художественное произведение посвящено человеку. Вот почему литературу иногда называют «человековедением». Но при этом важно понимать, что писателя интересует не человек вообще, не человек как биосоциальное существо, а человек как личность. Человека личностью делают два атрибута: свобода и ответственность. Если с крыши упал кирпич, то никому не придет в голову судить кирпич за то, что он поранил чью-то голову. Судить будут человека, который туда этот предмет положил. Стоит мысленно соотнести человека и бездушный камень, как мы сразу обнаружим сущностную и фундаментальную разницу между человеком и остальным миром. Человек сознает свои цели, его деятельность регулируется ценностями, то есть тем, что он для себя считает важным: построить дом, прославиться на весь мир, вырастить детей, пережить острые ощущения, без которых жизнь ему кажется пресным прозябанием и т.д.

Что для себя человек считает главным, к чему он стремится, что его радует, что он выбирает, когда жизнь ставит его перед каким-либо противоречием – эти вопросы отражают содержание тех нравственных проблем, которые звучат в разных художественных произведениях. Художественное произведение тем и значимо для нас, что оно позволяет нам пережить чужой опыт, увидеть те ошибки, которые совершил тот или иной персонаж, обогатиться нравственными открытиями героя, которые позволили ему обрести счастье.

Возьмем любое произведение, чтобы доказать справедливость наших суждений. Например, в повести «Тарас Бульба» мы знакомимся с двумя братьями: Остапом и Андрием. Два парня выросли в одной семье, воспитаны в одинаковых традициях, но каждый из них индивидуальность, неповторимая и уникальная, поэтому у каждого своя система жизненных ценностей. Если для Остапа главное – родина, отец, товарищи, то в душе Андрея главной ценностью является любовь к прекрасной полячке. Андрий тоже любит отца и мать, любит брата и боевых товарищей, но девушка для него дороже всего. Поэтому когда жизнь ставит перед выбором: родина или прекрасная полячка, то Андрий выбирает полячку. Гоголь показывает, к каким жизненным итогам приводят героев ценности: одного убивает отец и бросает непогребенное тело, второй принимает мучительную, но героическую смерть, провожаемый в последний путь скорбным взглядом отца.

Ценности какого героя показали свою большую привлекательность, чей выбор вам кажется более правильным, чья жизнь вам кажется более яркой? Эти вопросы определяют содержание вашего сочинения и его логику. Надо выбрать произведение, рассказать о его главных героях, раскрыть их жизненные цели и ценности и показать, к каким жизненными итогам они приходят.

Давайте вместе вспомним несколько примеров из русской литературы.

1. Д. И. Фонвизин - комедия «Недоросль». Помните это произведение? Комедиант изображает нам ленивого, невежественного подростка, который только ест, пьет и спит. Автор показывает, что в этом существе мало истинно человеческого: питаться может и животное. Поэтому перед нами не человек в его подлинном смысле, а двуногое животное, лишенное высоких побуждений. Такие люди не нужны стране, ей нужны грамотные, образованные, культурные и ответственные граждане. Ненужность Митрофана раскрывается через любовную интригу. На руку девушки Софьи претендует трое мужчин: Митрофан, его дядя Скотинин (как вам фамилия?) и Милон. Только у одного будет будущее: семья, дети, дом, дети детей… И Софья выбирает офицера Милона, который верно служит отечеству. Выбор Софьи отражает выбор отчизны, таким образом, Фонвизин любовную интригу в своей комедии подчиняет выражению гражданских идеалов. Зато читателю и зрителю понятно, каким должен быть молодой человек, к каким идеалам стремится.

2. А. С. Пушкин – повесть «Капитанская дочка».

Помните, что автор изображает недоросля Петрушу Гринева, который, как и его фонвизинский двойник, посвящает все время играм и забавам. Но у Гринева отец – это не безвольный дурак Простаков, он офицер, который преданно служил отечеству. Благодаря преданности, мужеству, он заслужил право на уважение со стороны окружающих, спокойную и счастливую старость. Вот почему он передает сыну главный завет, который должен помочь ему найти правильное решение в трудных жизненных ситуациях: Береги честь смолоду. Петр Гринев, совершая многочисленные ошибки, тем не менее хранил верность отцовскому завету, всегда старался вести себя так, чтобы им гордился отец, чтобы не нарушить законы чести. Его оппонент – столичный житель Швабрин. Для него главным были личные интересы, он думал только о себе, его жизненный принцип сводился к одной формуле: «Я – главный!». И давайте посмотрим, к чему пришли герои? Швабрин, опозоренный предательством, жалкий, подлый, зарвался, готовый в припадке бессильной злобы оклеветать Гринева… И Гринев, несправедливо обвиненный в предательстве, спасенный благодаря самоотверженному заступничеству Маши… Потом женитьба, дети, внуки… Представляете, с какой гордостью рассказывали они о своем деде, какие жизненные силы он давал своим потомкам, когда те оказывались в трудных жизненных ситуациях.

Рассказывать о том, как в художественных произведениях раскрываются проблемы ценностного выбора, можно долго. Определите для себя то произведение, сюжет и герои которого вам кажутся наиболее близкими, потом подумайте, как бы вы ответили на вопрос: «Какими ценностями и целями определяется жизнь того или иного героя». Отберите примеры из текста, которые доказывают ваш ответ, сформулируйте вывод.

1. Актуализация. Расскажите о том, что в центре художественного произведения всегда находится человек. Размышления о том, ради чего живет человек, какие им движут цели – главная проблема многих художественных произведений.

2. Затем сделайте переход к тому произведению, на примере которого вы будете раскрывать выбранную тему.

3. Коротко охарактеризуйте автора этого произведения. Объясните, почему в его творчестве такое важное место занимает проблема, заявленная в теме.

4. Расскажите о том, какое решение поставленной проблемы дает автор. Приведите из текста произведения примеры, которые доказывают вашу мысль.

5. Сделайте итоговый вывод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: