Дополнительные вопросы к теме

Планы семинарских, практических занятий

Семинарские и практические занятия являются креативной составляющей учебного процесса как развивающие и углубляющие основные положения программной тематики дисциплины. Кроме того они позволяют студенту проявлять личную инициативу, участвовать в учебном процессе в качестве активной составляющей. Основываясь на этом принципе, разработаны следующие планы занятий.

Семинар № 1. Содержание понятия «культура». Культура как многофункциональная система.

Продолжительность -4 час.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «культура». Множественность определений понятия
культура. Возможные классификации.

2. Структура культуры.

3. Формы культуры. (по создателю). Виды культуры. (по носителю)

Рекомендуемая литература:

1. Фромм Э. Иметь или быть? – М. 2007.

2. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. С. 73-84, 160-164.

3. Гердер Г.И Идеи к философии истории человечества. - Хрестоматия по культуроологии. Сост Гуревич П С.М.,2000

4. Гуревич. П.С. Культурология. - М., 2010.

5. Немировская Л.З. Теория культуры. Учебное пособие. -М.,2008.Гл.1-9

6. Збруева Н.А. Культурология. Учебное пособие.-.М.,РосНОУ,2008..Раздел 1,5. В электронном варианте лекция №1.

7. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст М.,2006

Методические указания по подготовке к семинару:

При подготовке к семинару целесообразно проработать материалы, предложенные в лекционном материале, использовать Интернет-ресурсы по тематическим направлениям, ответить на предложенные вопросы..

Дополнительные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Что такое культурология, происхождение этой науки, связь с другими науками.

2. Классификация определений культуры.

3. Обыденное понимание культуры.

4. Представления о культуре И.Гердера.

5. Материальные основания культуры.

6. Психоаналитическая версия З.Фрейда и его последователей.

7. Игровая теория происхождения культуры И. Хейзинге.

8. Базисные элементы культуры и их особенности.

Выполнить задания, указанные к лекции.

Внимание!!

Семинар №2 является продолжением семинара №1

Вопросы для обсуждения

1.Массовая культура

2. Особенности ее содержания

3. Формы ее проявления (СМИ, зрелища, мода, кинопродукция и т.д.)

Изучить работу Ортега –и-Гассета «Восстание масс».

Семинар № 3. Культура как мир знаков и значений. Человек в контексте культуры.

Продолжительность 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие знака и знаковой системы.

2. Культура как процесс выработки, упорядочения - осмысления, переработки информации. Знаковые системы как общая форма хранения и передачи информации.

3. Язык и культура. Знаки-индексы, иконические знаки, знаки-символы. Символы и их системы. Процесс интерпретации знака.

4. Культура как текст. Семантическая и критическая интерпрета­ция текста. Герменевтика и ее исторические разновидности.

5. Проблемы в освоении объемов поступающей информации: недос­таточность интеллектуальных ресурсов осмысления, появление дестабилизирующей информации, манипуляция информацией.

Рекомендуемая литература:

1.Кармин А.. Культурология.- СПб.,2009. Глава 2.

2.Лотман Ю.М. Семиосфера. –СПб.,2001. С.396-399.

3.Эко У. Имя Розы. –М. 2006.

5.Каган М.С. Философия культуры.-М.,1996

6.Збруева Н.А. Культурология. –М, РосНоу, 2008. Раздел 2, 7.

7.Рикер П. Конфликт интерпретаций.-М.,1995.

8.Панарин А.С. Искушение глобализмом. –М.,2000. С.170-178

9. Немировская Л.З. Теория культуры. Учебное пособие. -М.,2008. Гл.7-10

Методические указания по подготовке к занятию:

При подготовке к семинару целесообразно проработать материалы, предложенные в лекционном материале, использовать Интернет-ресурсы по тематическим направлениям, ответить на предложенные вопросы.

Дополнительные вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Понятие знака и знаковой системы. Модели Ф. де Соссюра, Ч. Пирса, А. Ф.

Лосева.

2.Культура как процесс выработки, упорядочения - осмысления, переработки информации.

3.Знаковые системы как общая форма хранения и передачи информации в стационарных и динамических реализациях по вертикали исторического среза (диахрония) и горизонталям актуальных пространственных взаимодействий (синхрония).

4. Процесс интерпретации знака. Творчество Умберто Эко: семиотика, философа, писателя.

5. Расширительное понятие текста. Оформление смысла текста: понятие денотата и коннотации (как социально-культурного содержания).

6. Герменевтика как соединение понимания (толкования, интерпретации) знаковой системы в соотнесении содержания с опытом современности. Понятие герменевтического круга как движения от общего к частному или от частного к общему.

7. Система ценностей и их функции.

Семинар №4 Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современного состояния культуры

Продолжительность 4 часа

Вопросы для обсуждения:

1. Цивилизация как социокультурное образование.

2. Особенности понимания цивилизации Н.Я. Данилевским,
О. Шпенглером, А. Тойнби, П. Сорокиным.

3.Процессы глобализации. Универсализация культуры. Модели осевого времени.

Рекомендуемая литература:

1. Библер B.C. Цивилизация и культура. - М., 1993.

2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М., 2005

3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М, 2005, С. 218,
427-504.

4. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 2007. С. 151, 267-269, 305.

5. Тойнби А. Дж. Постижение истории. - М., 2010. С. 47-86, 99-
101, 113-147, 187,216-232,354-356,393-401,491-496.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 2008. С. 28-287.

7. Цивилизация. Культура. Личность. / Под ред. В.Ж. Келле. - М.,
1999.

8. Немировская Л.З. Теория культуры. Учебное пособие. -М.,2008.Гл.1-9

9. Збруева Н.А. Культурология. Учебное пособие.-.М.,РосНОУ,2008..Раздел 1,5.

10. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст М.,2006

Методические указания по подготовке к семинару:

При подготовке к семинару целесообразно проработать материалы, предложенные в лекционном материале, использовать Интернет-ресурсы по тематическим направлениям, электронные версии произведений предложенных авторов; ответить на предложенные вопросы.

Дополнительные вопросы к теме

1..Как Вы понимаете многозначность (полисемантичность) понятия «цивилизация»?

2. Каковы представления А.Фергюсона о цивилизации и их актуальность в настоящее время?

3. Как предлагали рассматривать цивилизацию Л. Морган и Ф. Энгельс?

4. Выделите и охарактеризуйте типы цивилизаций по уровню социально-экономического развития, по географическому признаку, по конфессиональному признаку?

5. Рассмотрите известные Вам концепции локальных культур с точки зрения синонимичности понятий культуры и цивилизации?

6. Рассмотрите модель осевого времени К. Ясперса и сравните с моделью А. Чумакова.

7. Выделите основные противоречия развития человечества согласно

современной модели глобализации.

8. Теория невозможности Г. Дали и модель «золотого миллиарда»

Семинар № 5 Семантика культуры. Социо­культурные смыслы искусства. Информационная безопасность как куль­турологическая проблема.

Продолжительность – 4 час.

Вопросы для обсуждения:

1. Знак как мифологема культуры.

2. Символ как пароль культуры.

3. Искусственные языки кино, театра, музыки, изобразительного искусства, моды и т.д. Усиление моделей экстравагантных норм жизни.

4. Информационно-психологическое манипулирование сознанием индивида, отдельных страт социума.

5. Возможности влияния глобальных информационных сетей на глобальную и национальную нестабильность в современном мире.

Рекомендуемая литература:

1..Кармин А.. Культурология.- СПб.,2009. Глава 2.

2. Культурология: история мировой культуры / Под ред. А.Н. Мар­ковой. – М 2010.

3. В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры.-М.,1985.

4. Немировская Л.З. Теория культуры Уч. пособие. -М.РосНОУ,2008. Гл.7 Методические рекомендации к изучению культурно-исторических типов.

5.Збруева Н.А. Культурология. –М, РосНОУ, 2008. Раздел 2.

Задание:

1. Посетить (самостоятельно или вместе с преподавателем) Музей
изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, ЦДХ, филармонические концерты. Обсудить полученные впечатления с участием всех студентов учебной группы в соответствии с тематикой семинара.

2. Целесообразно подготовить реферат или эссе (в качестве инициативной работы).

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1.Представления Ф.де Соссюра и Ч. Пирса, А.Ф. Лосева о знаке и его месте в понимании феномена культуры.

2.Пять основных типов знаков и знаковых систем. Охарактеризуйте каждый тип, проиллюстрируйте соответствующими примерами.

3. Трехмерное пространство языка. Синтактика как отношение знака к знаку; семантика как отношение знака и объекта; прагматика как отношение знака и пользователя знаком.

4. Сущность и виды знаков.

5. Представления о герменевтике. Законы интерпретации текста. Культура понимания – культура интепретации в процессе коммуникации.

6. Как Вы могли бы интерпретировать выражение «…ценности трактуются как порождаемые культурой, позволяющие соединять прошлое-настоящее-будущее, они способны семиотизировать пространство человеческой жизни»?

7. Используя представления о тексте и его смыслообразующих механизмах, проведите анализ выражений: «секонд- хенд люкс» или «осетрина второй свежести».

Семинар №5 Интерпретация культурологического текста.

может быть проведен в альтернативной форме творческого семинара-практикума.

Методические указания по подготовке к занятию:

1. В этом случае теоретическая подготовка к семинару №3 «Культура как мир знаков и значений» и семинару №4, изучение рекомендованной литературы рассматривается как обязательная самостоятельная подготовка студентов.

2. Каждый студент самостоятельно подготавливает выбранный им культурологический текст и представляет его анализ, понимание, осмысление в виде краткого сообщения своим товарищам по учебной группе. В обсуждении представленного материала участвуют все студенты.

3. В сообщении доказательно иллюстрируются следующие представления общетеоретического характера:

· расширительное понятие текста. Оформление смысла текста: понятие денотата и коннотации (как социально-культурного содержания).

· Интерпретация смысла текстов связана с понятием «права» текстов (не автора, а текста): прежде чем извлекать из текста все возможные значения, необходимо признать, что у текста есть и буквальный смысл, смысл, который интуитивно приходит первым на ум пользователю. Интерпретация, основанная на бесконечном смещении смыслов, является социально опасным занятием, в этом случае полифония идей привлекательна, но опасна.

· Обоснованиеположения, что культура понимания лежит между двух крайностей – сверхтерпимость и сверхнетерпимость к чужому.

· Понимание как оценка результата интерпретации или ее хода связана с рядом факторов:

- она может быть воплощена по-разному в зависимости от личностных характеристик интерпретатора;

- мир толкуемого текста чаще всего отдален от интерпретатора в пространстве и /или во времени и в принципе может быть недоступен.

4. Проблема интерпретации начинается с восприятия различий между семантической и критической интерпретациями.

· Семантическая интерпретация - результат первичного знакомства с текстом, в ходе которого получатель сообщения наполняет текст некоторым значением.

· Критическая интерпретация нацелена на объяснение, на каких формальных основаниях данный текст порождает данный ответ.

5.В процессе интерпретации выбранных знаковыхформ (художественные литературные, музыкальные, изобразительные произведения, описания обычаев, традиций, представление форм танцевального искусства, искусственных языков кино, театра, моды и т.п.)целесообразно использовать закономерности герменевтики: от общего к частному и от частного к общему как поступательное движение для более глубокого понимания (осмысления) исходного текста культуры.

Примечание: в результате такой творческой работы достигаются не только цели усвоения вопросов семиотики культуры, но появляется возможность свободного, нередко носящего дискуссионной характер, выражения убеждений каждого студента.

Семинар №6. Культура и коммуникация. Роль миграционных процессов в культурных координатах мира. Возможности коллапса ноосферы с ослабляющейся экосистемой. Высокие гуманитарные технологии.

Продолжительность – 4 час.

Вопросы для обсуждения:

1.Основные механизмы передачи культуры.

2. Понятие свой – чужой.

3. Культурная, этническая идентичность.

4. Процессы аккультурации. Обострение противоречий и конфликтов.

5. Новые адаптивные механизмы самоуправления и взаимодействия с другими людьми как смысл жизни человечества в современном мире.

Рекомендованная литература:

1. Збруева Н.А. Курс лекций а также Культурология. –М., РосНОУ, 2008. Раздел 7.

2. Моль А. Социодинамика культуры. –М.?2007/

3. Назаров М.М. Массовая коммуникация. –М.,2009

4. Цыганов В.В. Адаптивные механизмы и высокие гуманитарные технологии. Теория гуманитарных систем. Ч.1,3. -М.Академический проект.2012.

Дополнительные вопросы для самостоятельной работы:

  1. Генезис массовой коммуникации
  2. Коммуникативные стратегии, элементы, механизмы, компоненты коммуникации.
  3. Кодирование и декодирование информации.
  4. Аккультурация – как процесс освоения чужой культуры, Основные стратегии аккультурации.
  5. Представления о модели «Золотого миллиарда»

Практические задания:

1. Попробуйте разобрать, насколько уместно выражение «Чужой среди своих, свой среди чужих».

2. Проведите анализ этнокультурных конфликтов 21 века, с позиций усиления миграционных процессов; различия в этнокультурных ценностных ориентациях; интенсификации форм конфликтного взаимодействия, информационного противоборства, терроризма.

3. Приведите Ваши аргументы о возможности развития мирного диалога культур на основе принципов добрососедства и осмысления актуальности задач выживания человечества 21 века.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: