ОБЩЕСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Термин цивилизация (от лат. civics — гражданский, государственный) имеет широкий смысловой спектр. Обычно он употребляется в значении синонима культуры:
• как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы
• существования человека;
• как ступень общественного развития, следующая за варварством;
• как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как заключительная стадия культурной эволюции любого сообщества, ассоциируемая с упадком, закатом высокой культуры. Такая позиция отстаивалась немецким культурологом О. Шпенглером в работе «Закат Европы»,
• как крупное межнациональное сообщество пищей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу — определение А. Тойнби, данное им в работе «Постижение истории» и ставшее наиболее популярным в науке.
|
|
Все представленное разнообразие подходов можно свести к двум основным: отождествлению культуры и цивилизации и их противопоставлению.
Другой подход во взглядах на цивилизацию опирается на утверждение приоритета всеобщей связи индивидов и групп, посредством которой в пространстве и во времени создается крупномасштабное единство. Эти связи позволяют подразделять общества на доиндустриальные, традиционные; индустриальные и постиндустриальные.
Любая цивилизация характеризуется не только специфическими экономическими, социальными и политическими отношениями, но и своей системой духовных ценностей. Именно ценности объединяют людей в цивилизационное сообщество и обеспечивают его единство. Это обстоятельство привело к тому, что ряд исследователей стали отождествлять культуру и цивилизацию. Культурность, цивилизованность в данном случае противопоставляется дикости, варварству.
Есть и другая точка зрения. Согласно ей культура — все лучшее в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством.
Но большинство исследователей считают основой всякой цивилизации духовные ценности, поэтому не противопоставляют культуру цивилизации.
Привлечение цивилизационного компонента к анализу общества позволило сделать его видение панорамным, глубже понять социальные процессы и явления. Но лучшему осмыслению общественных процессов будет способствовать сближение цивилизационного подхода и оправдавших себя черт формационного анализа.